Подписаться
Оглавление
Биомолекула

Загадка феномена дежавю

Загадка феномена дежавю

  • 8720
  • 2,9
  • 1
  • 7
Добавить в избранное print
Обзор

Представьте себе, что все, что может существовать, уже существует в текущий момент: все многомерные варианты времени и пространства, одним из которых и является наша жизнь. И тогда «поймать» дежавю — это как уловить событие из параллельной временнόй линии, из альтернативного варианта нашей жизни.

коллаж автора статьи

Статья на конкурс «био/мол/текст»: Приходилось ли вам когда-нибудь ловить себя на мысли о том, что только что произошедшее событие или место, в котором вы находитесь, кажется вам очень знакомым. Но вы точно знаете, что это невозможно. Бывает, уже видел эту улицу, этих людей и знаешь, что тебе ответит собеседник. Что это? Обман памяти или воспоминания из прошлой жизни? Описанная ситуация получила французское название «дежавю», что буквально означает «уже виденное». По данным крупных исследований, дежавю регистрируется у 30–96% населения. Загадочный феномен интересует исследователей из разных областей науки уже десятки лет. Так что же это?

Конкурс «био/мол/текст»-2015

Эта работа опубликована в номинации «Лучший обзор» конкурса «био/мол/текст»-2015.


Спонсором номинации «Лучшая статья о механизмах старения и долголетия» является фонд «Наука за продление жизни». Спонсором приза зрительских симпатий выступила фирма Helicon.


Спонсоры конкурса: лаборатория биотехнологических исследований 3D Bioprinting Solutions и студия научной графики, анимации и моделирования Visual Science.

Из прошлого в настоящее

Впервые термин «дежавю» использовал в начале 20 века французский психолог Эмиль Буарак в своей книге «Психология будущего». Автор этим термином отражал понятие дереализации, которое подразумевает нарушение восприятия действительности, сопровождающееся чувством неестественности и нереальности окружающего. Одновременно с дежавю были описаны и другие феномены [1], относящиеся к дереализационным расстройствам [2–5]:

déjà vécu (если дежавю — это зрительное восприятие информации, то déjà vécu — на уровне чувств и эмоций; «уже пережитое»);

déjà entendu (слуховое восприятие, «уже слышанное»);

déjà baisée (двигательное, чувственное, «уже попробованное»);

déjà lu (наложение воспринимаемых через чтение образов, «уже читанное»);

déjà eprouvé (эмоциональное восприятие, «уже испытанное»);

jamais vu (жамевю, обратное термину «дежавю» — «никогда не виденное»).

Все эти явления встречались довольно часто, и, как многие феномены, которым трудно найти объяснение, дежавю быстро покрылось завесой тайны, которую пытались и пытаются приоткрыть многие ученые. Объяснить возникновение конкретного дежавю — сложная, порой невыполнимая задача, ведь невозможно предположить точное время проявления феномена, а вызвать его искусственно не так-то просто. И поскольку объяснить научными методами весь этот комплекс феноменов трудно, возникает большое количество сомнительных теорий и невероятных, порой мистических предположений.

Память прошлых жизней

Так говорят регрессологи

Рисунок 1. Дежавю по мнению регрессологов.

коллаж автора статьи

Первые попытки объяснить явление дежавю были связаны с возникновением нерациональных трактовок и гипотез. Существует теория, что каждый человек обладает так называемым генным архивом, в котором сохраняется родовая память — память родителей, бабушек и дедушек, всех предков вплоть до зачинателей рода человеческого. Исходя из этой теории, дежавю — это «считывание» кусочков воспоминаний наших предков.

Существует и схожая теория дежавю — основанная на доктрине многократного переселения души. Испокон веков люди верили в жизнь после смерти — загробную жизнь или реинкарнацию. В дальнейшем эту идею облюбовали многие философские школы. Одним их первых философов, заинтересовавшихся явлением дежавю, был Пифагор, утверждавший, что может вспомнить моменты и события из своих прошлых жизней. Эту точку зрения разделял не менее известный древнегреческий философ Платон. Он верил, что духовная составляющая человека перед вселением в тело созерцает мир, «вспоминает свои прошлые жизни». И феномен дежавю является напоминанием о том пути, который выбрала душа, возродившись в вашем теле.

Эти две теории перекликаются с концепцией коллективного бессознательного, разработанной Карлом Густавом Юнгом. Швейцарский психиатр и философ рассказывал, что, будучи юношей, в гостях он увидел старинную фарфоровую статуэтку, изображающую врача. Статуэтка ему была не знакома, но он опознал на докторе обувь, когда-то ему якобы принадлежавшую. Тогда он пришел к выводу, что в прошлой жизни был доктором.

Теория, основанная на вере в реинкарнацию, популярна и сейчас. Ее автором является гипнотерапевт и регрессивный терапевт Долорес Кэннон. Она разработала методику гипноза, позволяющую погружать пациентов в транс и получать информацию исторического характера.

Вещие сны или работа подсознания?

Так говорят психологи

Рисунок 2. Дежавю по мнению психологов.

коллаж автора статьи

Представленные выше теории поддерживаются представителями парапсихологии — околонаучной дисциплины, занимающейся исследованием различных аномальных явлений из разряда экстрасенсорики, реинкарнации, телекинеза и т.п., достоверность которых в условиях адекватного контроля наука отвергает.

Ученые-материалисты пытаются объяснить эффект дежавю более логичными гипотезами. Предположим, нас беспокоит какая-то ситуация (и ее исход). И чем дольше мы над ней размышляем, тем больше вероятность, что она нам приснится. Это закономерно, потому что, пока мы спим, наш мозг будет прорабатывать различные вероятные исходы и представлять их в сновидениях. Как известно, в сновидениях отражается переработанная мозгом информация, полученная в прошлом. Однако не все, что мы видим во сне, запоминается. В нашу память врезаются лишь отдельные яркие эпизоды. Как раз эти эпизоды и могут вспыхнуть ярким воспоминанием в виде феномена дежавю.

Впервые эту идею развил в своих трудах в 1896 году профессор психологии Колорадского университета Артур Аллин (Arthur Allin, State University of Colorado, Boulder), утверждавший, что чувство дежавю возникает, когда «сбываются» сны. Похожей точки зрения придерживался и Зигмунд Фрейд. Он объяснял дежавю совпадением происходящего с сюжетами из забытых снов (в которых, в свою очередь, могут всплывать забытые факты из прошлого) или нашими подсознательными образами, идеями [6].

Новое — хорошо забытое старое

Так говорят врачи

Рисунок 3. Дежавю по мнению врачей.

коллаж автора статьи

Существует гипотеза, согласно которой дежавю — это сбой памяти. В кратковременной памяти может храниться от 5 до 9 элементов, в интервале от секунды до нескольких минут. Вся же остальная информация, которая постоянно используется, хранится в долговременной памяти. Представьте, что вы сидите в школьном кабинете за партой, слушаете рассказ преподавателя. В кратковременной памяти в это время происходит обработка всех увиденных предметов, образов. В долговременную память попадает лишь некоторая их часть: например, образ преподавателя, трибуна, школьная доска. Через несколько лет вы оказываетесь в лекционном зале университета. Вы видите те же самые предметы, что и в школьном кабинете: преподавателя, читающего лекцию, трибуну. И в этот момент возникает дежавю — так как стимулами послужили не объекты, идентичные ранее увиденным, а общее сходство новой обстановки с той, которая встречалась ранее. То есть произошло глобальное сопоставление.

Именно сбой процесса сравнения новой полученной информации с уже отложенной в долговременной памяти служит основой для возникновения дежавю. Ученые назвали это «нарушением в системе мониторинга источников». Существует предположение, что причина сбоя кроется в нарушении синтеза «белка памяти» — Arc (activity-regulated cytoskeleton-associated protein). Этот белок впервые охарактеризовали в 1995 году, а затем дефекты его синтеза связали с рядом неврологических расстройств. Исследователи из Калифорнийского университета (Сан-Франциско) в своей статье в Nature Neuroscience [7] предполагают, что именно Arc выступает в качестве главного клеточного регулятора памяти, модулируя синаптическую пластичность в зависимости от поступающих стимулов и участвуя в процессе переведения информации из кратковременной памяти в долговременную. Если же его синтез или функционирование нарушаются, то наш мозг может ошибиться и принять новое за уже виденное.

Опять виноват стресс?

Так говорят психиатры

Рисунок 4. Дежавю по мнению психиатров.

коллаж автора статьи

Некоторые исследователи причину феномена дежавю видят в травме мозга. И необязательно это должна быть физическая травма. Сильной стрессовой ситуации порой достаточно для нарушения восприятия нашим «бортовым компьютером» прошлого и настоящего. Нарушение функционирования правого или левого полушария головного мозга может привести к тому, что левое полушарие, отвечающее за воспоминания, может стать более активным, нежели правое, отвечающее за обработку новой информации. Это может привести к тому, что человек будет воспринимать настоящее как прошлое. Такие неполадки могут случиться в любом возрасте. Однако ученые связывают возникновение дежавю с появлением кризиса идентификации в подростковом (15–18 лет) и среднем возрасте (30–35 лет) [8], [9].

Обычная патология

Многие ученые трактуют дежавю как реакцию организма на неблагоприятные эндогенные и экзогенные условия: стресс, болезнь, переутомление, физическая травма, нарушение сна и тому подобное [5], [10], [11]. Однако с точки зрения психиатров, дежавю — это предвестник психических расстройств, патологии отделов мозга, например, при эпилепсии, шизофрении, депрессии, синдроме Шарля Бонне [4], [5], [8], [12], [13]. Долгое время считалось, что невозможно вызвать этот феномен экспериментально. Первые данные о возникновении дежавю в лабораторных условиях появились в 1955 году, когда канадский нейрохирург Уайлдер Пенфилд, проводя электрическую стимуляцию различных подкорковых структур у больных эпилепсией, зафиксировал у 8% пациентов возникновение дежавю [6].

В 1982 году доктор Пьер Глор (Pierre Gloor), используя стереотаксические электроды, также проводил стимуляцию отделов мозга пациентов, страдающих эпилепсией височных долей. У 35 пациентов доктор вместе с коллегами стимулировал электрическими импульсами гиппокамп, миндалевидное тело, парагиппокампальную извилину, височную кору. В результате дежавю испытали четыре участника эксперимента [14].

Благодаря экспериментальным исследованиям этого феномена [6], [14], [15] ученые пришли к выводу, что механизм возникновения дежавю и структуры, участвующие в этом, сходны у здоровых людей и пациентов с патологиями нервной системы. Выявлены четыре структуры, отвечающие за данный феномен: верхняя височная извилина, гиппокамп, миндалевидное тело и парагиппокампальная извилина [3], [9]. На основе этих результатов возникла новая теория дежавю, смысл которой заключается в нарушении процессов памяти и перцепции [16]. Эта теория в настоящее время является наиболее адекватной, и ее придерживается бόльшая часть ученых.

Когда мы воспринимаем какой-нибудь стимул в виде зрительной информации, сигнал об этом от соответствующих рецепторов поступает по зрительному тракту в первичные отделы зрительной коры (рис. 1а), где происходит анализ раздражителей. Затем информация обрабатывается во вторичном отделе зрительной коры, где происходит обобщение, обусловливающее процессы восприятия. Далее стимул направляется к дорсомедиальной зрительной зоне, заднюю часть теменной доли коры. Этот путь назван дорсальным зрительным путем и ассоциирован с анализом движения, информацией о локализации объекта [13]. Одновременно с этим зрительная информация из вторичной зрительной коры направляется в нижнюю часть височной доли. Этот путь назван вентральным зрительным путем и ответственен за процессы распознавания, представления объекта, а также связан с долговременной памятью. Однако сигнал со зрительных рецепторов направляется не только по дорсальному и вентральному путям — иначе говоря, по каналам «действия» и «распознавания» [17], — но и в лимбическую систему: миндалевидное тело, парагиппокампальную извилину, гиппокамп (рис. 1б). Там происходит бессознательная эмоциональная обработка зрительной информации. Дежавю возникает в случае рассинхронизации этих процессов — когда бессознательная обработка информации происходит быстрее: через лимбическую систему уже проходит «запрос» в долговременную память, результатом чего является эмоциональный отклик на зрительный стимул, и лишь затем подоспевает и тоже требует обработки запоздалая зрительная информация, «продвигавшаяся» по вентральному и дорсальному путям. А так как объект или ситуация мозгу быстрее «представляется» посредством бессознательного пути, то повторная обработка через зрительные пути вызывает эффект «ранее виденного».

Корковые и подкорковые пути

Рисунок 1. Корковые и подкорковые пути, отвечающие за зрение и эмоции. а — Первичный зрительный путь: первичная зрительная кора (V1), латеральное коленчатое ядро (LGN), таламус (Th). От V1 зрительная информация распространяется до экстрастриарной зрительной коры через вентральный и дорсальный пути. Однако существуют еще и малая часть волокон, начинающихся в сетчатке (тонкие стрелки), которая достигает экстрастриарной коры, минуя V1. Чтобы это было возможным, подкорковые структуры, такие как подушка (Pulv) и верхнее двухолмие (SC), перераспределяют волокна так, чтобы они шли сразу в экстрастриарную кору. б — «Эмоциональная система» включает в себя множество корковых и подкорковых структур. Среди них: миндалевидное тело (AMG), безымянная субстанция (SI), прилежащее ядро (NA), ядра ствола мозга (отмечены желтым) — периакведуктальное серое вещество (PAG) и голубое пятно (LC). Среди кортикальных зон (отмечены красным) выделены орбитофронтальная кора (OFC) и передняя опоясывающая кора (ACC). Зрительная и «эмоциональная» системы очень сильно связаны, особенно на подкорковом уровне, поскольку верхнее двухолмие (SC) взаимодействует с амигдалой (AMG) через подушку (Pulv). Серые стрелки отображают связи внутри «эмоциональной» системы.

[18], рисунок адаптирован

Многогранность дежавю

Несмотря на разнообразие теорий, объясняющих механизм возникновения дежавю, ученые пока не пришли к единому мнению. А это означает, что феномен дежавю и по сей день остается притягательным и загадочным явлением, таящим в себе еще много необъяснимого. Но уже сегодня можно сказать, что все, что связано с этим феноменом, важно для каждого человека — вне зависимости от того, что оно отражает: реинкарнацию души, всплеск подсознания, отрывок из сна или же скрытую аномалию. Поэтому самые серьезные открытия еще впереди. И если вам посчастливилось на пару мгновений увидеть мир «остановившимся», задумайтесь, проанализируйте, почему произошло это событие, и, возможно, вы откроете для себя что-то новое, ведь не зря же существует высказывание: «Все новое — это хорошо забытое старое».

Литература

  1. Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология. СПб.: Питер, 2004. — 1167 с.;
  2. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Функциональная асимметрия и психопатология очаговых поражений мозга. М.: Медицина, 1977. — 359 с.;
  3. Adachi N., Koutroumanidis M., Elwes R.D.C. (1999). Interictal 18FDG PET findings in temporal lobe epilepsy with déjà vu. J. Neuropsychiatry Clin. Neurosci. 11, 380–386;
  4. Sno H.N. and Linszen D.H. (1990). The déjà vu experience: remembrance of things past? Am. J. Psychiatry. 147, 1587–1595;
  5. Warren-Gash C. and Zeman A. (2003). Déjà vu. Pract. Neurol. 3, 106–109;
  6. Курган А.А. Феномен дежа вю. СПб.: Дмитрий Буланин, 2010. — 154 с.;
  7. Korb E., Wilkinson C.L., Delgado R.N., Lovero K.L., Finkbeiner S. (2013). Arc in the nucleus regulates PML-dependent GluA1 transcription and homeostatic plasticity. Nat. Neurosci. 16, 874–883;
  8. Рыбин Д.Н. Ценностно-смысловая детерминация феномена дереализации: дис. ... канд. психол. наук. — Барнаул, 2005. — 156 c.;
  9. Brown A.S. (2003). A review of the déjà vu experience. Psychol. Bull129, 394–413;
  10. Jackson J.H. and Colman W.S. (1898). Case of epilepsy with tasting movements and «dreamy state»: very small patch of softening in the left uncinate gyrus. Brain21, 580–590;
  11. Neppe V.M. (1983). The concept of déjà vu. Parapsychology Journal of South Africa4, 1–10;
  12. Карлов В.А. (2007). Расстройства психики при эпилепсии. Анналы неврологии2, 9–16;
  13. Richardson T.F. and Winokur G. (1967). Déjà vu in psychiatric and neurosurgical patients. Arch. Gen. Psychiatry. 17, 622–625;
  14. Gloor P., Olivier A., Quesney L.F., Andermann F., Horowitz S. (1982). The role of the limbic system in experiential phenomena of temporal lobe epilepsy. Ann. Neurol. 12, 129–144;
  15. Bancaud J., Brunet-Bourgin F., Chauvel P., Halgren E. (1994). Anatomical origin of déjà vu and vivid ’memories’ in human temporal lobe epilepsy. Brain117, 71–90;
  16. Spatt J. (2002). Déjà vu: possible parahippocampal mechanisms. J. Neuropsychiatry Clin. Neurosci. 14, 6–10;
  17. Goodale M.A. and Milner A.D. (1992). Separate pathways for perception and action. Trends Neurosci. 15, 20-25;
  18. Nico J. Diederich, Glenn Stebbins, Christine Schiltz, Christopher G. Goetz. (2014). Are patients with Parkinson’s disease blind to blindsight?. Brain. 137, 1838-1849.

Комментарии