А.Н. Островский: «Эволюция морских суперхищников». Рецензия
22 января 2022
А.Н. Островский: «Эволюция морских суперхищников». Рецензия
- 302
- 0
- 0
-
Автор
-
Редакторы
Книга в увлекательной форме рассказывает о вымерших и современных морских гигантах — от эвриптерид до китов, знакомит с последними данными из палеонтологии и сравнительной анатомии, позволяющими реконструировать жизнь древних исполинов и понять причины исторической долговечности некоторых из них.
Оценка «Биомолекулы»
Качество и достоверность: 8/10
(0 — некачественно, 10 — очень качественно)
Легкость чтения: 9/10
(0 — очень сложно, 10 — легко)
Оригинальность: 8/10
(0 — похожих книг много, 10 — похожих книг нет)
Кому подойдет: книга будет одинаково интересна как неравнодушным к палеонтологии старшеклассникам, так и взрослым.
В морях нашей планеты обитало (и продолжает обитать) немало гигантов, перед которыми мы испытываем невольный трепет и к которым проявляем неизменный интерес. Так было, когда человек только открывал для себя морские просторы; так остается и сейчас. Гигантские головоногие и акулы регулярно попадают на киноэкраны , а уж про криптозоологические байки, курсирующие в специфической околонаучной среде и говорить не стоит. Но в научно-популярной литературе гиганты моря вниманием как-то обделены. В особенности это касается вымерших существ. Книг, посвященных исчезнувшим китам и мезозойским рептилиям, на порядок меньше, чем сочинений, во всех красках описывающих жизнь динозавров. А, скажем, вымершие гигантские крокодилы и черепахи и вовсе не удостоены сколь-нибудь значимого внимания. Если говорить про издания на русском языке, то все еще хуже.
Всего пару лет назад мегалодона «воскресили» в блокбастере с Джейсоном Стэтэмом, и нет никаких сомнений, что спрут, «отошедший от дел» после «Пиратов Карибского моря», скоро вернется в новой экранизации «20 000 лье под водой». — Прим. автора рецензии
Книга Андрея Островского пытается заполнить эту брешь. Под одной обложкой нашлось место исполинским рыбам, ракоскорпионам, акулам, китам, крокодилам, головоногим, черепахам — и, само собой, ихтиозаврам, плезиозаврам, плиозаврам и мозазаврам. С некоторыми «персонажами» автор уже знакомил читателей в книге «Повелители бездны», вышедшей в 2009 году. Там, в частности, рассказывалось о мегалодоне, гигантских кальмарах и осьминогах. Вместе с тем «Эволюция морских суперхищников» гораздо шире по охвату и снабжена отличными иллюстрациями, не только воссоздающими облик вымерших созданий, но и дающими представление об их размерах. Кстати, иллюстрации созданы сыном автора — Никитой Островским.
Несмотря на «сердитое» академическое название, это не монография, а именно научно-популярное произведение. В книге оказалось неожиданно много художественных отступлений и зарисовок, которые по тону и форме перекликаются со стилем великого советского популяризатора Игоря Акимушкина (в любви к произведениям которого Островский сам и признается). Где-то эти отступления более уместны, где-то слишком пространны и растягивают (не могу сказать «разрывают») ткань повествования, но книгу они сильно оживляют, этого не отнять. По крайней мере, использует их автор очень уместно — там, где необходимо рассказать о судьбах ученых, подчеркнуть тяготы и драматизм научного поиска. Особенно в этом плане удалась глава про целаканта. История его открытия и изучения показана как целая захватывающая эпопея, при прочтении которой даже забываешь, что целакант как-то и не вписывается в концепцию суперхищника.
Тут нам стоит вернуться к названию книги и признать, что оно, увы, не очень удачно. Повторюсь, не все описанные в книге хищники могли бы удостоится приставки «супер». Тот же целакант, в отличие от своей вымершей шестиметровой родственницы Mawsonia gigas (упоминаемой лишь вскользь), не кажется ни большим, ни прожорливым. Тетраподы, такие как тиктаалик и ихтиостега, жили в одно время с чудовищным дунклеостеусом, да и были скорее пресноводными (или полупресноводными) жителями, что уже и в концепцию «морских» не ложится. Последнее можно указать и в отношении вымерших крокодиломорфов или исполинской черепахи Stupendemys geographicus. Автор в посвящении указывает, что книга именно о древних и современных водных хищниках, что куда шире понятия «морской», но зато вносит меньше путаницы. Хотя последняя глава, обсуждающая причины гигантизма по большей части посвящена... зауроподам. Ни водными, ни хищными эти исполины, понятное дело, не были, и при всей увлекательности изложенного материала пониманию причин гигантизма водных обитателей это никак не способствует.
Да и к кому причислять ныне живущего гребнистого крокодила, к морским хищникам или пресноводным? Он чувствует себя прекрасно в обоих средах. — Прим. автора рецензии
От слова «эволюция» в названии книги ожидаешь более подробного разбора экологии, биологии, предпосылок появления и причин вымирания тех или иных групп. Каким-то «персонажам» книги Островского в этом плане повезло больше, каким-то — меньше. Эволюция тетрапод, китообразных, крокодиломорф и черепах показана довольно подробно, со множеством интересных фактов , в то время как мезозойским ящерам уделено сравнительно мало внимания. Автор обошел стороной и историю акулообразных. То есть история мегалодона, биология большой белой акулы и современных гигантов-фильтраторов как раз таки написаны более-менее подробно, но какую роль играли акулы в палеозойских и мезозойских морях совершенно неясно. Сама структура книги, порядок глав как бы дистанцируются от излишней «эволюционности», если можно так сказать. Книга представляет собой скорее сборник эссе, объединенных общей темой, поэтому от главы к главе вымершие рептилии, рыбы и беспозвоночные чередуются друг с другом. Трудно сказать, выиграла бы книга, если рассказ о водных суперхищниках был бы структурирован по классам животных (от артропод к млекопитающим), но бóльшую структурную стройность это могло бы придать.
Книгу рецензировали два доктора биологических наук, в том числе А. Ю. Журавлев, автор целого ряда замечательных популярных книг по палеонтологии, так что за достоверность информации можно не переживать. — Прим. автора рецензии
А речь сразу о четырех знаковых группах: ихтиозаврах, плезиозаврах, плиозаврах и мозазаврах. — Прим. автора рецензии
Знаменитый своей зубной спиралью Helicoprion bessonowi, близкий родственник акул и химер из пермских морей, в норме был около 4 метров длинной, но, вероятно, некоторые геликоприоны могли достигать и 10 метров, что, согласитесь, весьма внушительно. — Прим. автора рецензии
Отдельной заслугой Островского является, на мой взгляд, сильный экологический посыл, который сплошной нитью идет через всю книгу. Надо сказать, что областью научных интересов автора являются морские колониальные организмы (в основном мшанки). В том числе, он исследует современное вымирание коралловых рифов. Его озабоченность вполне понятна, ведь он лично документирует катастрофу, разворачивающуюся в Мировом океане. Акулы, гигантские скаты и черепахи, наутилусы и целаканты уничтожаются целенаправленно, гигантские кальмары, как и кораллы, «всего лишь» побочные жертвы глобального потепления.
«В океане достаточно места и пищи для гигантов, в том числе глубоководных. И если таковые имеются, то когда-нибудь станет известно и о них. Главное, чтобы человечество не уничтожило этих животных раньше, чем оно о них узнает...», — пишет Островский.
Все-таки есть горькая ирония в том, что хозяева морей, виды, пережившие подчас не одно массовое вымирание, столкнулись с необычной преградой в виде сухопутных приматов, заносчивых, изобретательных и ненасытных.
Наш интерес и почтение к созданиям крупнее нас самих носит почти инстинктивный характер. Вся ткань человеческой мифологии пронизана сюжетами о гигантах — как олицетворении сил, превосходящих человека и призванных внушать священный трепет. Даже если вспомнить карты эпохи Возрождения: моря — это территория чудовищ, столь много их там было нарисовано. Но по-настоящему удивительно, что они реальны! И если кому-то не хватает в этом мире волшебства, то вот же оно — мы живем на планете чудовищ! Их можно изучить, понять и даже полюбить. И каждый когда-либо сотворенный природой колосс — это жемчужина в «ожерелье» эволюции.
Книга Андрея Островского является увлекательным приглашением в удивительный мир гигантов — и одновременно служит напоминанием об уважении, которое дóлжно испытывать к удивительными созданиями природы.