Антон Нелихов: «Палеонтологи и их питомцы». Рецензия

Рецензии

Нелихов Антон Евгеньевич. Палеонтологи и их питомцы. М.: Пешком в историю, 2020. — 80 с.

В этой книге история палеонтологии рассказана в лицах смелых исследователей, открывших миру удивительных созданий из минувших геологических эпох. Юные читатели не только познакомятся с биографиями великих палеонтологов, но и узнают много интересных фактов о биологии вымерших животных. В этом им будут помогать замечательные иллюстрации, сопровождающие каждую историю.

Кому подойдет: юным читателям, интересующимся палеонтологией. Впрочем, и взрослый читатель найдёт здесь для себя немало интересного.

Антон Евгеньевич Нелихов — научный журналист, историк и популяризатор палеонтологии. Автор более сотни статей, а также книг «Древние чудовища России», «История Земли. От звездной пыли к звездной пыли» и «Изобретатель парейазавров: Палеонтолог В. П. Амалицкий и его галерея». На последнюю, кстати, на Биомолекуле опубликована рецензия.

Рынок детской познавательной литературы наводнён изданиями о динозаврах и других вымерших животных. Качество у них, конечно, разное, но за редкими исключениями всё это красочные бестиарии. Открываешь такую книгу, и разворот за разворотом перед тобой предстают ярко раскрашенные создания — стегозавры, тираннозавры, велоцирапторы (большая удача, если изображены оперёнными). В тех книгах, авторы которых более толково подошли к содержанию, уже можно и про исчезнувшие экосистемы прочесть, и про физиологию вымерших животных, про их поведение. Но что вы в таких книгах точно не встретите, так это палеонтологов, распахнувших для нас двери в прошлое, открывших для нас невероятные миры далёких эпох. Палеонтологи, разумеется, в книжках фигурируют, но скорее как некий собирательный образ — «палеонтологи откопали», «палеонтологи установили» и так далее. В книжке, может, промелькнёт Мэри Эннинг или Чарльз Дарвин (которому в большей степени принадлежит заслуга в наполнении геологической летописи смыслом), но здесь всё и закончится.

Есть в этом какая-то несправедливость. И дело даже не в том, что не отдана дань уважения труду исследователей. Нет, есть более глубокая причина. Биографии учёных являются примером, их истории вдохновляют, заражают энтузиазмом. Непростые судьбы исследователей иной раз неплохо мотивируют. Взять хоть Гарри Силли, который в юности зарабатывал на пропитание настройкой роялей, а палеонтологию изучал самостоятельно, и стал впоследствии крупнейшим специалистом по птерозаврам (его книга «Драконы воздуха» долгое время оставалась непревзойдённой). Читаешь и думаешь: «А чего тогда можно добиться в наше время, имея в активе не только целеустремлённость, но и качественное систематическое образование!». Автор этих строк в юности окончательно решился пойти в биологи, прочитав «Гомункулус» Николая Плавильщикова. Так что поверьте, не стоит недооценивать мотивирующую функцию биографической литературы для детей.

Замечательным образцом таковой как раз является новая книга Антона Нелихова. В ней рассказаны истории 36 исследователей, внесших весомый (а то и неоценимый) вклад в развитие палеонтологии и становление этой дисциплины как таковой. Кто-то из них заложил основы науки, а кто-то открыл нам удивительных существ, ставших неотъемлемой частью мировой поп-культуры (знайте, Т-рекс был жутко популярен задолго до «Парка юрского периода»). Юные читатели, что отрадно, познакомятся и с отечественными палеонтологами, такими как Степан Куторга, Александр Карпинский, Владимир Амалицкий, Михаил Веденяпин и Иван Ефремов. Всё-таки в палеонтологии нам есть чем гордиться. Разумеется, портреты выдающихся учёных нарисованы небольшим числом ярких мазков, и в этом плане книга не претендует на энциклопедическую полноту. Однако читатель, если заинтересуется, всегда сможет прочитать более подробные биографии (список некоторых таких работ Антон Нелихов приводит в конце своей книги).

Шутливое название книги оправдывается подачей материала. История каждого исследователя сопровождается краткой справкой об одном из ярких видов, открытых им. Сделанный автором подбор представителей древней фауны позволяет расширить кругозор у читателей, ведь помимо «мейнстримных» видов вроде тираннозавра, спинозавра или ихтиозавра, давно «ушедших в народ», на страницах книги можно встретиться с куда менее знакомыми видами, вроде скутозавра или эндрюсарха.

Отдельно стоит сказать про иллюстрации, выполненные Катариной Хольцингер. Достаточно минималистичные, но вместе с тем яркие и искрящиеся юмором, они наполняют книгу очень тёплой атмосферой. На иллюстрациях не только воссоздан примерный облик животных, но и выдержан масштаб по отношению к человеку, что даёт более наглядное представление о размерах вымерших существ. В соответствии с названием, герой каждой главы взаимодействует со своим «питомцем», часто очень комично.

Взять хоть иллюстрацию, на которой Генри Осборн останавливает обступивших его велоцирапторов, пародируя знаменитую сцену с Крисом Прэттом из «Мира юрского периода». Комичности добавляет то, что в фильме «велоцирапторы» были куда более крупными и грозными, в то время как на иллюстрации перед Осборном — нечто пернатое размером с индейку.

Во введении автор написал, что «...палеонтология даёт возможность путешествовать во времени. В этом её особое очарование. Благодаря этому палеонтологов можно назвать одними из самых счастливых людей на Земле». Хочется верить, что после прочтения этой книги, счастливых людей на нашей планете станет немножечко больше. Но даже если юные читатели не захотят связать свою судьбу с палеонтологией, время, проведённое за книгой, обогатит их интересной информацией и подарит приятные эмоции.