Арно Плюмери, Блоз: «Дино-парк. Том 1». Рецензия
26 февраля 2022
Арно Плюмери, Блоз: «Дино-парк. Том 1». Рецензия
- 119
- 0
- 0
-
Автор
-
Редакторы
Комикс повествует о насыщенных буднях необычного парка, где бок о бок сосуществуют восставшие из небытия динозавры. Работникам парка приходится самоотверженно лечить зауропод и пресекать хитроумные попытки побега неугомонных компсогнатов, а еще пополнять число обитателей все новыми удивительными видами. Кроме того, дино-парк — это площадка для самых невероятных шалостей! В легкой юмористической манере авторы прививают юным читателям интерес к палеонтологии. Этому также способствуют включенные в комикс дополнительные материалы, рассказывающие о современном состоянии науки.
Оценка «Биомолекулы»
Качество и достоверность: 8/10
(0 — некачественно, 10 — очень качественно)
Легкость чтения: 10/10
(0 — очень сложно, 10 — легко)
Оригинальность: 8/10
(0 — похожих книг много, 10 — похожих книг нет)
Кому подойдет: комикс будет интересен как детям, интересующимся палеонтологией, так и тем, кого это увлечение почему-то обошло стороной.
Как следует из названия, «Дино-парк» — это фантастическое место, населенное воскрешенными динозаврами. Комикс Арно Плюмери и Блоза не просто отсылает к культовому фильму Стивена Спилберга, он, по сути, пародирует его. Почти в каждом персонаже комикса угадываются персонажи франшизы. Это касается и обитателей парка, и его сотрудников, в комической манере воспроизводятся и ситуации из фильмов. Трудно переоценить влияние, оказанное на массовую культуру «Парком юрского периода». Созданный на экране образ динозавров был революционным для своего времени. Спустя почти тридцать лет после выхода первой части мы уже не представляем себе динозавров тупыми неуклюжими ящерами, влачащими свой массивный хвост по земле.
Палеонтология тоже сделала за это время большой шаг вперед. «Парк юрского периода», впрочем, остался заложником созданных им образов. В комиксе Плюмери лучшим доказательством этому является троица маленьких, проворных и, разумеется, оперенных велоцирапторов. Сейчас иначе их уже никто не представляет! Ну, разве что продюсеры упомянутой франшизы. Оперение динозавров-теропод лично для меня является индикатором качества детской популярной литературы по палеонтологии. Если я открываю детскую энциклопедию и вижу там неоперенного велоцираптора, смело предаю такую книжку анафеме.
Поскольку Плюмери интересуется палеонтологией, он постарался привести образы динозавров в комиксе в соответствии с современными научными представлениями. Но здесь нужно учитывать, что «Дино-парк» — комикс юмористический, поэтому достоверное нередко приносится в жертву комическому. Компенсируют это информационные вставки, в которых рассказывается о том, можно ли воссоздать динозавров, кто такие дромеозавры и как в действительности выглядел дилофозавр. Вставки хоть и не очень большие, но написаны качественно, со знанием современной литературы.
Кстати о юмористической составляющей. В конечном счете мы должны оценивать комикс не только как научно-популярное, но и как художественное произведение. Безобидные пародии и невинные шутки иногда сочетаются в комиксе с откровенной сатирой на капиталистическое общество и перемежаются черным юмором. Взять хотя бы уборщика, которого все называют «327-й». Судя по диалогу велоцирапторов, судьба предыдущих 326-ти уборщиков не завидна и указывает на темную сторону парка, в котором люди — всего лишь корм для динозавров.
В целом, чтобы проникнуться атмосферой комикса, желательно подробно ознакомиться со всеми фильмами во франшизе «Парк юрского периода». В противном случае большинство шуток и сюжетных ходов будут непонятны. Появление в одной из историй комикса странного типа в черной кожанной куртке отзовется улыбкой лишь у того, кто узнает в персонаже Джефа Голдблюма и угадает в ситуации пародию на конкретный эпизод в вертолете из вступительной части первого фильма (признайтесь, вообще хоть кто-нибудь помнит, что там происходит до появления огромного брахиозавра?). Так что в довесок к комиксу необходимо совершить настоящий киномарафон. Можно сэкономить время и не делать этого, но если что, я вас предупреждал.
Можно по-разному относиться к качеству юмора, но безусловным украшением комикса является живая и озорная рисовка Блоза. Мастерски нарисованные им обитатели парка, даже будучи матерыми хищниками, не перестают быть милыми и обаятельными. Именно рисовка сглаживает все шероховатости, касающиеся содержания, и задает комиксу его неповторимый тон.
Но если честно, немного досадно, что Плюмери взял за основу именно пародию на «Парк юрского периода» и упорно держится выбранной линии. Учитывая наличие у автора значительной эрудиции в области палеонтологии, можно было бы использовать столь благодатную концепцию, как фантастический парк, чтобы рассказать юным читателям о вымерших животных из других геологических эпох. Удивительные эксперименты природы из пермского периода или олигоцена не уступают динозаврам в качестве первоосновы для сюжетов и рисунков. А что более важно, обращение к животным из разных периодов могло бы обогатить представление читателей о глубоком геологическом времени и подстегнуло бы интерес к эволюционной теории. Но это все критика взрослого человека, которому трудно угодить с гармоничным сочетанием научной популяризации и постмодернистского осмысления феноменов поп-культуры. Если же спросить «внутреннего ребенка», что он думает по поводу комикса, то тот будет в полном восторге. Нет никаких сомнений, что комикс Плюмери и Блоза благодаря отличным рисункам и легкой, веселой подаче стимулирует у юного читателя интерес к палеонтологии. А это уже дорого стоит.