Автобиография Ричарда Докинза: «Неутолимая любознательность: Как я стал ученым». Рецензия

  • 293
  • 0,7
  • 0
  • 0
Добавить в избранное

Ричард Докинз. Неутолимая любознательность: Как я стал ученым. Пер. с англ. М: CORPUS, 2018 г. Твердый переплет, 368 стр., 60⨉88/16.

Наверное, каждому любителю научно-популярной литературы известно имя английского эволюционного биолога и популяризатора науки Клинтона Ричарда Докинза. Слава к нему пришла сразу после публикации в 1976 г. его первой и, пожалуй, самой известной книги «Эгоистичный ген». Автобиографическое произведение «Неутолимая любознательность: Как я стал ученым», представляемое в России издательством Corpus, по своей сути — краткая история детства, юности и становления автора как ученого.

Автобиография разделена на несколько частей, в которых автор с характерным английским юмором рассказывают о родословном древе семейства Докинзов, о своём рождении и детских годах на африканском континенте, а затем о переезде в Англию и обучении в Солсбери, Аундле и Оксфорде. Осилив книгу полностью, можно прийти к очевидному выводу, что она посвящена эволюции глубоко верующего англиканина, которого мы наблюдаем в первой части произведения, в воинствующего атеиста, атакующего религиозные догматы. История о написании «Эгоистичного гена», сделавшего автора известным всему миру, завершает это повествование, словно кристаллизуя собой некий переходный момент в жизни учёного.

Наполненные верой в сверхъестественное ранние годы Докинза отсылают читателя в собственное детство: взросление и эволюция мышления героя повествования, в конечном счете, заставляют его начать сомневаться в «аксиомах» и критичнее относиться к тем вещам, которые многим людям кажутся само собой разумеющимися, но на деле не подкрепленными и крупицей фактов.

...в детские годы мне, к сожалению, абсолютно не было свойственно критическое или скептическое мышление. Хотя я и нахожу эти случаи неловкими, я считаю, что неспособность продумать, насколько правдоподобны те или иные вещи, встречается у людей столь часто, что может быть интересной темой для изучения.

Автор задаётся вопросом о том, что критичность мышления необходимо воспитывать в детях начиная с рождения, хотя отдаёт себе отчет, что будет «растерзан» некоторыми родителями, уверенными, что в жизни каждого ребёнка должна быть сказка. Докинз предостерегает — теистическое легковерие и вера в сверхъестественное, о которых он повествует в своих более ранних произведениях (например, Бог как иллюзия), зачастую лишь трансформируются, сопровождая человека всю жизнь, незаметно передаваясь от поколения к поколению.

Не следует ли с раннего возраста учить детей критически, скептически мыслить? Не следует ли учить всех нас сомневаться, оценивать правдоподобие, требовать доказательств? Может быть, и следует, но нас этому не учили...

Судя по автобиографии, коренной перелом в мировоззрении автора случился незадолго до окончания им частной Аундловской школы в Нортгемптоншире — сначала он отказался от англиканской веры, объясняя красоту окружающего мира наличием единого Творца, не связанного ни с какой из существующих конфессией, а затем и вовсе перешел в лагерь атеизма.

Один мой друг ... сумел разъяснить мне идею Дарвина во всем её блеске, и я отбросил последние остатки теистического легковерия.

В своей книге автор повествует о своих работах в этологии под руководством будущего лауреата Нобелевской премии (1973) Николаса Тинбергена. Занятия научной деятельностью и незабываемые семинары послужили фундаментом для взглядов Докинза, которые затем были опубликованы в виде научно-популярных изданий, представлены в виде лекций или видеофильмов.

раздел зоологии, изучающий генетически обусловленное поведение животных и человека.

Занятно, что мы — читатели — могли так никогда и не узнать о Ричарде Докинзе как о популяризаторе науки, однако в судьбу писателя вмешалась экономика. В 1973 году Национальный профсоюз шахтеров Великобритании объявил забастовку, следствием которой стало снижение подачи электроэнергии потребителям страны, что привело к тому, что ученый временно оставил свою экспериментальную работу и сел за печатную машинку, начав написание своей первой книги — «Эгоистичный ген», историей публикации которого заканчивается книга «Неутолимая любознательность: Как я стал ученым».

В заключении к книге автор пытается найти в себе что-то общее со своим знаменитым соотечественником Чарльзом Дарвином, призывая своих читателей продолжать дело великого английского натуралиста, становясь в один ряд с теми, кто «возделывает посаженный им виноградник», поскольку, как ни крути, ничто в биологии не имеет смысла, кроме как в свете эволюции [1].

Литература

  1. Theodosius Dobzhansky. (1973). Nothing in Biology Makes Sense except in the Light of Evolution. The American Biology Teacher. 35, 125-129.

Комментарии