Билл Салливан: «Познакомьтесь с собой. Как гены, микробы и нейроны делают нас теми, кто мы есть». Рецензия

Билл Салливан. «Познакомьтесь с собой. Как гены, микробы и нейроны делают нас теми, кто мы есть». М.: «Бомбора», 2022. — 368 с.

Книга Билла Салливана «Познакомьтесь с собой», собственно, о том, что нами управляют скрытые силы. И именно поэтому мы настолько разные, что, «каким бы нормальным человеком вы себя не считали, найдутся люди, которые сочтут вас чудиком». Так что если вас постоянно упрекают в том, что неправильно питаетесь, боитесь крыс и ничего не понимаете в геометрии, вы найдете в этой книге кучу оправданий.

Кому подойдет: людям, которым важно, почему они именно те, кто есть.

Книга Билла Салливана «Познакомьтесь с собой» о том, что нами управляют скрытые силы. И именно поэтому мы настолько разные, что, «каким бы нормальным человеком вы себя не считали, найдутся люди, которые сочтут вас чудиком». И это была бы весьма скучная книга о бактериях, глистах, эпигенетике и ДНК, если бы не любовь автора к отсылкам. Более всего автор любит «Звездный путь», «Звездные войны» и Гарри Поттера, но не обойдется без «Игры Престолов», Гарфилда, белки из Ледникового периода, фильмов Шварценеггера, «Властелина колец» и «Доктора Стрэнджа».

Эта книга — сборник подробных и неожиданных ответов на множество вопросов.

О чем пойдет речь? О том, почему овечку-клона зовут именно Долли и о том, как крысята еще до рождения привыкают к вкусной нездоровой пище. О том, зачем южане кладут в пищу больше приправ и почему для некоторых вкус кинзы не отличается от вкуса мыла. Почему бабушки и дедушки перебарщивают с одеколоном? Почему бедные чаще страдают ожирением, чем богатые? Кто такие лептиновые мыши, и отличается ли сперма у худых и толстых мужчин? Почему мыши, которых растили в стерильном боксе, неадекватно реагируют на стресс? Можем ли мы переваривать суши так же хорошо, как японцы?

Если вам не нравится бегать по утрам и делать упражнения, это просто лень или какие-то проблемы с геном ACTN3? Почему геном Оззи Осборна, рацион которого состоял чуть ли не из одного алкоголя и наркотиков, интересует ученых гораздо больше, чем гены нобелевских лауреатов? Может ли крыса перестать быть наркоманкой, если станет жить не в клетке, а в комфортном, построенном специально для крыс, парке? Почему люди с токсоплазмозом чаще попадают в аварии, а мыши бегут чуть ли не в рот к кошкам? Стоит ли есть живой йогурт, или бактерии в нем все равно переварятся? Почему дуги-мыши (doogie mice) умнее всех остальных мышей? Почему не так давно больных туберкулезом принимали за вампиров? Можно ли определить, за какую партию проголосует через 20 лет человек, если задать ему нужные вопросы в детском саду? Умнеют ли младенцы от слушания Моцарта и разглядывания картин из Эрмитажа?

Некоторые факты описывались и раньше. Например, все слышали о тесте с зефирками, в котором дети могли взять одну зефирку сейчас либо две потом, и что когда они выросли, более терпеливые сделали карьеру, а нетерпеливые жили так себе. Вот только оказалось, что психолог взял детей из разных семей, бедных и богатых, и бедным детям просто больше хотелось есть. Естественно, дети из богатых семей большего и добились, с репетиторами и частными школами. Или, например, часто пишут о том, что азиаты более позитивны, чем европейцы. Редко добавляя, что это связано с их генами. А всем известный эффект Даннинга-Крюгера не был бы открыт, если бы грабитель банка не решил вымазаться лимонным соком, чтобы его не засекли камеры.

В общем, масса интересного. Бонус — двадцать шесть страниц источников и алфавитный указатель.