Брюс Д. Перри, Майя Салавиц: «Мальчик, которого растили как собаку». Рецензия
06 ноября 2021
Брюс Д. Перри, Майя Салавиц: «Мальчик, которого растили как собаку». Рецензия
- 426
- 0
- 1
-
Автор
-
Редакторы
Большинство людей никогда не столкнутся с ужасами, которые довелось испытать маленьким пациентам из «Академии детской травмы» и их родителям. Но хотя некоторые семьи хуже других, никто не вырастет полностью здоровым, и потому понимание того, как детский мозг реагирует на стресс и какие биологические процессы лежат в основе этого, важно для каждого из нас. В этой книге вы познакомитесь с несколькими детьми и увидите, какой след оставляет травмирующий опыт на психике ребенка, как он влияет на его личность и способности к развитию.
Оценка «Биомолекулы»
Качество и достоверность: 10/10
(0 — некачественно, 10 — очень качественно)
Легкость чтения: 10/10
(0 — очень сложно, 10 — легко)
Оригинальность: 9/10
(0 — похожих книг много, 10 — похожих книг нет)
Кому подойдет: родителям, преподавателям, психиатрам, а также всем, кто хочет больше узнать о детской травме.
Книга написана легким языком, хотя и повествует о тяжелых событиях. Благодаря работе обоих авторов она получилась не только научно достоверной, но и интересной, и заставляет по-новому взглянуть на явление психологической травмы.
В 10 из 12 глав книги авторы описывают по одной истории из практики доктора Перри (увы, не все из них заканчиваются хорошо). Параллельно доктор рассказывает и собственную историю: о том, с какими трудностями ему пришлось столкнуться в своей карьере и об ошибках, которые на этом тернистом пути допускали он и другие люди. Достаточно много авторы пишут о проблемах в детской психиатрии и в законодательстве касательно защиты детей. Как ни удивительно, оказывается, что люди, работающие с травмированными детьми (органы опеки, детские сады, школы и приюты) часто не обладают даже базовыми знаниями о детской психике.
К сожалению, преобладавшее мнение о детской травме в то время — и оно в значительной мере сохраняется до сих пор — сводилось к „психической устойчивости“ и „быстрой восстанавливаемости“ детей
Доктор Перри в одной из глав приводит случай, когда при посещении места преступления он заметил троих детей, ставших свидетелями убийства. На вопрос о том, как с ними быть, его коллега ответил, что дети быстро восстанавливаются и что с ними все будет в порядке. Но вся эта книга служит наглядной иллюстрацией, почему таким детям требуется помощь.
Один из авторов — психиатр-клиницист, поэтому от книг на схожую тематику (которых, надо сказать, не так уж много) ее отличает обилие достоверных источников и глубина погружения в проблему. Как психиатр, он хорошо представляет, что лежит в основах того или иного стрессового поведения и что происходит с нервной и эндокринной системой его пациентов. Доктор Перри внес новое понимание в текущие на тот момент методы лечения как исследователь, и его книга в подробностях проводит нас по этому пути.
Здесь вы узнаете о детях, с которыми он сталкивался в своей практике: пережившими сексуальное насилие в раннем возрасте, ставшими свидетелями убийства, росшими в полной изоляции от общества, а также о детях из секты и детях, пострадавших в результате деятельности органов опеки. В последнем случае автор стал свидетелем полномасштабной «охоты на ведьм», развернувшейся в 1993 году, последствия которой в Техасе видны до сих пор.
Автор не раз возвращается к теме социальных связей между людьми и напоминает об их важности. Название книги совпадает с названием шестой главы — в ней описан случай, когда мальчик пять лет провел среди собак, будучи почти полностью изолированным от других людей. Это не единственный подобный случай, но, пожалуй, самый яркий.
Правда в том, что вы никогда не сможете полюбить себя, если не будете ощущать любовь других людей. Способность к любви невозможно развить в изоляции от общества
Этой фразой психиатр подытоживает в одиннадцатой главе несколько описанных им случаев. Он объясняет, как важно для травмированных детей сформировать здоровые отношения с окружающими их людьми, и что порой именно любовь позволяет им вернуться к нормальной жизни.
В заключение автор приводит методику, которую их клиническая группа разработала в составе «Академии детской травмы» — модель поэтапной неврологической терапии (ПНТ). Благодаря ей можно наглядно и динамично описывать каждого пациента вместо того, чтобы ставить неточные и потенциально вредные диагнозы, и в последнее время ее берут на вооружение все больше и больше психиатров. Более 90 крупных медицинских учреждений включили ПНТ в свою клиническую практику (к сожалению, ни одно из них не находится в России). И, конечно, она требует аккуратного и добросовестного использования.
Мы продолжаем наши исследования. Дети и семьи, с которыми мы работаем, продолжают учить нас; коллеги из разных культур и научных дисциплин тоже продолжают делать это