Дамьян Лавердан и Элен Ражак: «Животные затерянного мира». Рецензия
06 февраля 2021
Дамьян Лавердан и Элен Ражак: «Животные затерянного мира». Рецензия
- 111
- 0
- 1
-
Автор
-
Редакторы
Темы
Великолепно иллюстрированный путеводитель в «затерянный мир» давно минувших эпох, который рассказывает о непростых путях палеонтологии, прошедшей через ошибки, домыслы и заблуждения к точному знанию, о самих палеонтологах и их открытиях и, конечно же, о том, как сегодня мы представляем себе вымерших животных.
Оценка «Биомолекулы»
Качество и достоверность: 8/10
(0 — некачественно, 10 — очень качественно)
Лёгкость чтения: 10/10
(0 — очень сложно, 10 — легко)
Оригинальность: 8/10
(0 — похожих книг много, 10 — похожих книг нет)
Кому подойдет: в первую очередь книга адресована юным читателям, но если вы взрослый и интересуетесь вымершими животными, а ещё цените хороший книжный дизайн и иллюстрации, вам тоже придётся по вкусу.
От первых сложноорганизованных многоклеточных (будь они животными, растениями или чем-то более диковинным) нас отделяет более шестисот миллионов лет. И этот временной отрезок существования явной и удивительной жизни достаточно хорошо изучен палеонтологами. Их стараниями мы можем увидеть целую вселенную, населённую созданиями, поражающими воображение. По сути, живое прошлое нашей планеты — это неиссякаемый источник, из которого черпали и будут черпать, вдохновение и идеи бессчётное число писателей и художников. Дамьен Лавердан и Элен Ражак, профессионально занимаясь созданием детских иллюстрированных книг о живой природе, просто не могли пройти мимо столь благодатной темы. Ранее авторы уже рассказывали о вымерших животных в книге «Petites et grandes histoires des animaux disparus», в которой в основном говорилось о тех видах, к исчезновению которых приложил руку человек (хотя среди них были перечислены мамонты, глиптодонты и гигантские ленивцы). В новой книге Лавердан и Ражак решили уделить больше внимания тому, как учёные исследуют и реконструируют прошлое. Сделали они это параллельно с рассказом о разнообразных вымерших животных. При беглом взгляде, структура книги напоминает классический бестиарий, но стоит познакомиться с ней поподробнее, и сразу становится понятно, что первое впечатление обманчиво. «Персонажи» книги выбраны не произвольно: каждый является своеобразным ключом к истории палеонтологии или важнейшим вехам в эволюции животных. Каждый разворот в книге — это отдельная история. На одной странице крупным планом вымершее животное, а на соседней — историческая ретроспектива. Например, галлюцигения демонстрирует, как за столетие менялись представления об облике кембрийских животных; дейнонихи — пример революции в наших представлениях о динозаврах; а тиктаалик отлично иллюстрирует собой выход позвоночных на сушу. Самим палеонтологам и их работе также уделено внимание. Образ каждого палеонтолога связывается с каким-то конкретным открытием или событием.
Короткое интервью на французском, в котором авторы рассказывают о создании этой книги и «Животных затерянного мира» можно посмотреть здесь.
Так, ловко используя приёмы из комиксов, авторы от лица американского палеонтолога Чарльза Уолкотта ведут рассказ об открытии кембрийской фауны в сланцах Бёрджес, британская коллекционер окаменелостей и первая женщина-палеонтолог Мэри Эннинг и её верный пёс Трей от первого лица рассказывают о своих поисках вымерших морских рептилий. Эти истории, приправленные изрядной щепоткой юмора, помогают оживить образы исследователей прошлого и создают в книге особую атмосферу. Кстати, пара историй посвящена реконструкторам прошлого. Одна из них повествует о Бенджамине Уотерхаузе Хокинсе, чьи скульптуры спровоцировавали первую в истории диноманию, а вторая рассказывает о реконструкторе и палеохудожнике Чарлзе Роберте Найте, работы которого, в частности, определили облик динозавров на целое столетие и повлияли на большое число других реконструкторов и иллюстраторов. Не случайно некоторые иллюстрации из книги явно отсылают к знаковым работам Найта. Так авторы подчёркивают то влияние, которое он оказал на палеоарт.
Пару слов стоит сказать о самих иллюстрациях. Реконструкции животных выполнены в стиле раскрашенной гравюры, что неудивительно, ведь авторы — профессиональные гравёры. Как уже упоминалось выше, в книге активно используются приёмы из комиксов — разделение страницы на поля, «пузыри» с речью персонажей (speech bubbles). Причём «разговаривают» не только палеонтологи, но и сами вымершие животные, бросая смешные реплики или сообщая какую-то полезную информацию. По факту, книга представляет собой микс из классического детского бестиария про вымерших зверей и образовательного комикса, что является большой находкой. За счёт грамотного совмещения разных приёмов «пространство» внутри книги становится более многомерным, каждый рассказ становится насыщеннее и содержательнее, что с лихвой компенсирует небольшой объём книги.
И немного о научной составляющей. О каждом вымершем животном авторы дают краткую справку, стараясь использовать наиболее актуальную информацию. Этим же принципом они руководствовались при изображении вымерших животных. Поэтому археоптерикс выкрашен в иссиня-чёрный цвет, дейноних и овираптор оперены (даже у тираннозавра на холке пушок, что близко к истине) а пургаторий живёт на дереве, вместо норы. По большому счёту к научной части книги серьёзных претензий нет. И только в рассказ об индрикотерии закралась досадная ошибка. В западной палеонтологии сейчас общепринято родовое название «парацератерий», поскольку оно было исторически первым. Такие виды вымерших гигантских носорогов как балухитерий, индрикотерий, аралотерий и джунгаротерий — это, по сути, всё тот же парацератерий, но под разными именами. Собственно, в оригинальном французском издании и фигурирует название «парацератерий». Но переводчики зачем-то назвали его более знакомым русскому уху «индрикотерием». Загвоздка в том, что название «индрикотерий» было дано Алексеем Алексеевичем Борисяком, а этот вид был описан как Indricotherium transouralicum в 1922 году Марией Васильевной Павловой. К истории, описанной в книге, это не относится. А историю открытия этого удивительного животного Лавердан и Ражак преподносят в таком ключе: в 1910 году английский палеонтолог Клайв Форстер-Купер нашёл в Пакистане череп древнего носорога, потом в течение 80 лет его скелет не получалось извлечь, и вот, благодаря французскому палеонтологу Жан-Лу Велкомму, парацератерий/индрикотерий был вновь явлен миру. Правда, здесь уже ошиблись авторы. Именно остатки I. transouralicum, изученные советскими учёными, являются главным источником информации о парацератериях. Нашим палеонтологам посчастливилось найти достаточно фрагментов посткраниального скелета, чтобы сложилось хорошее представление о строении, размерах и биологии этих удивительных зверей. Героических усилий французских палеонтологов тоже не стоит отрицать, но будем честны: парацератерий был известен и за 80 лет до их раскопок. Однако это упущение нисколько не умаляет достоинств книги (уж простите мне эту избитую фразу).
Кость лодыжки пургатория, найденная в 2012 году, своим строением свидетельствует о древесном образе жизни пра-пра-прадеда всех приматов. Ранее считалось, что это древнее млекопитающее вело норный образ жизни.
Из этих фрагментов состоит скелет индрикотерия, который экспонируется в Палеонтологическом музее им. Ю.А. Орлова в Москве. Некоторые кости в скелете липовые (да, в прямом смысле выточены из липы), но процент оригинальных останков столь высок, что московский скелет считается самым полным в мире и по праву является одной из изюминок палеонтологического музея.
Книга Лавердана и Ражак являет собой замечательный пример детской литературы, мастерски совмещающей в себе обучающую и развлекательную составляющую. Конечно, книга не претендует на полноту и всеохватность, но это и не является её первоочередной задачей. Главное — зажечь интерес и подарить эстетическое наслаждение. Стоит признать, что и то, и другое авторам блестяще удалось.