Даррен Нэйш, Пол Барретт. «Динозавры: 150 000 000 лет господства на Земле». Рецензия

Рецензии

Даррен Нэйш, Пол Барретт. Динозавры: 150 000 000 лет господства на Земле. Пер. с англ. — М.: Альпина нон-фикшн, 2018. — 223 с.

«Динозавры: 150 000 000 лет господства на Земле» — яркий пример того, как одна книга может быть интересной читателям всех возрастов, как совсем юным, так и взрослым и хорошо сведущим в теме. Красочные иллюстрации и фотографии в книге сочетаются с актуальной научной информацией, написанной лёгким языком. А врезки и глоссарий помогут самым любознательным читателям вникнуть во все сложности.

Книга «Динозавры: 150 000 000 лет господства на Земле» написана двумя учёными-палеонтологами — Дарреном Нейшем и Полом Барретом. Они постарались раскрыть заявленную в названии тему со многих ракурсов: книга состоит из 6 глав, в которых авторы обсуждают и происхождение динозавров, и их анатомию, экологию и поведение, а так же происхождение птиц и самую притягательную тему — вымирание динозавров. В глаза бросается тщательно выстроенная логика повествования, которая притом никак не конкурирует с возможностью читать главы или их фрагменты не по порядку. С одной стороны, стоит читать книгу именно с начала и до конца, с другой — это необязательно, потому что читатель может оказаться неготовым к восприятию какой-либо информации из-за её сложности. В «Динозаврах» повествование достаточно непринуждённое и лёгкое для понимания, но периодически встречается и взрослый научный язык, в котором нет места упрощениям. Поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы на время пропустить какие-то фрагменты, а потом к ним вернуться и перечитать.

Животные, которых мы называем динозаврами, впервые были признаны наукой в 1840-х гг. Именно тогда британский анатом Ричард Оуэн предположил, что три крупные ископаемые рептилии, найденные в южной Англии, имеют общие особенности строения таза, которых нет у других рептилий. Животные с этими особенностями были большими, и ключевые черты, которые Оуэн счел важными, указывали, что их тела и конечности были приспособлены, чтобы выдерживать вес. По сути, он принял их за суперрептилий — ведь в противовес мелким ползающим рептилиям современности они скорее напоминали огромных толстокожих млекопитающих, таких как слоны и носороги. Оуэн назвал их динозаврами, что приблизительно означает «ужасные рептилии», но «ужасный» в значении «поразительный» или «грозный».

Fig.1.jpg

Иллюстрация из первой главы «Их история, происхождение и мир», где авторы рассказывают о самом начале жизни динозавров на планете.

В книге присутствуют врезки, в которых авторы рассказывают дополнительные сведения о современных методах, применяемых в изучении динозавров. Кстати, книга полна именно современными научными знаниями, рассказами о том, как работают учёные, изучающие динозавров, и как они пришли к тому или иному выводу. Такой подход позволяет читателю заглянуть в мир науки и увидеть, как работают учёные. Авторы книги не спекулируют неподтверждёнными фактами, а честно говорят о том, что сомнительно и требует проверки.

Люди на протяжении многих веков находили кости динозавров и других вымерших животных. Некоторые, например древние греки, римляне и китайцы считали эти кости останками мифических героев и чудовищ. Более того, есть эксперты, считающие, что некоторые мифологические существа, например грифоны в Центральной Азии, появились в результате попыток интерпретировать окаменелости давно вымерших животных.

Продолжая рассказ об актуальности информации в книге, стоит отметить, что особенное внимание авторы уделяют рассказу о методе компьютерного моделирования. Они подробно рассказывают о его применении практически всюду — и в моделировании скелетов динозавров, и их движений, и поведения, и даже питания. Здесь можно почерпнуть для себя столько нового! Или рассказывают о том, как использование современных микроскопов помогает в изучении микроизносов зубов динозавра, по которым можно определить, чем он питался и как жевал.

До недавнего времени скелеты в музеях и иллюстрации изображали теропод с ладонями, обращенными к земле. Это противоречит остаткам скелетов, в которых все кости сохранились в исходном положении (их еще называют сочлененными скелетами). Ладони у них обращены внутрь, а не вниз. Несколько палеонтологов создали модели — как настоящие, так и компьютерные — для изучения положения передних лап. Палеонтолог Фил Сентер использовал трехмерные модели костей конечностей теропод с реалистичными диапазонами движения в суставах, чтобы показать, что они могли существовать только в положении «ладонями внутрь». Получается, что тероподы хватали добычу, как бы «хлопая в ладоши».

Стоит отметить, что лапы птиц (которые в основном полностью скрыты перьями) тоже расположены «ладонями внутрь», поэтому похоже, что этот признак присутствовал у теропод на протяжении всей их истории.

Эта книга полна ярких цветных иллюстраций и фотографий. Причём на них изображены не только динозавры, но и есть много фотографий их спилов костей, поверхностей зубной эмали, отпечатков тел. Вдобавок под каждым рисунком есть понятная подпись, которая поясняет изображённое, не заставляя заглядывать в текст и искать объяснение там. Это очень полезно для не совсем сведущих читателей, которые пока не готовы разбираться в сложном для них тексте, а хотят посмотреть рисунки и узнать, что же на них изображено.

Fig.2.jpg

Иллюстрация из главы «Семейное древо динозавров», в которой рассказывается про происхождение и родственные связи динозавров с современными видами.

Здесь много не только иллюстраций, но и филогенетических деревьев, с которыми непосредственно работают учёные. Эти деревья позволяют подробно показать читателю происхождение и эволюцию динозавров, а также показать формат работы с генеалогией этих животных. Авторы много внимания уделяют сменам принятых концепций в филогении динозавров, объясняют с чем это было связано, приводят разные точки зрения, позволяя читателю вступить в захватывающий мир становления научного знания. Например, именно на филогенетическом дереве они рассказывают про метод филогенетического брекетинга (phylogenetic bracketing) и о том, как благодаря ему можно узнать очень многое о давно живших организмах.

В конце книги есть глоссарий с доходчиво расшифрованными терминами, используемыми авторами, а также есть раздел рекомендуемой литературы. Конечно, нужно отдать должное переводу «Динозавров» — читать книгу легко и приятно.

Книга «Динозавры» подойдёт читателям совершенно разного возраста. Внимание совсем юных полностью захватят яркие и атмосферные иллюстрации. Читатели постарше найдут для себя полезное и в тексте, правда, придётся пропускать некоторые сложные фрагменты. А те, кто уже подготовлены и знают о динозаврах многое, всё равно обнаружат для себя что-то неизвестное об этих необыкновенных существах, когда-то давным-давно до нас живших на планете.