Детский альманах: «Звездная пыль под подушкой». Рецензия

Рецензии

Детский альманах. «Звездная пыль под подушкой». М.: «Кит», 2021. — 95 с.

В 2020 году издательство «Кит» выпустило детский альманах «Звездная пыль под подушкой». Что будет, если посмотреть на мир с непривычной стороны? Отдалиться, чтобы увидеть большое, или же, наоборот, приблизиться, чтобы увидеть малое? Как тогда изменится наш мир? Можно ли разглядеть невидимое, и кого мы найдем под собственной подушкой, если внимательно присмотримся? На многие загадочные вопросы читатели смогут найти ответы в этом замечательном альманахе.

Кому подойдет: книга хороша для детей и подростков, интересующихся окружающим миром. Взрослые тоже могут увлечься, если проявят достаточно фантазии!

Что общего между тобой и солнцем, землей и далекой кометой? Удивительно, но мы все состоим из одного и того же материала. Человек, планеты, звезды, да и вообще все вещество в нашей вселенной построены из одних и тех же крошечных «кирпичиков» — атомов химических элементов. И у этих «кирпичиков» есть своя история — удивительная, захватывающая, длиной почти в 14 миллиардов лет. Современные ученые рассказывают ее так...

Размер альманаха — стандартный журнальный. Обложка и в самом деле вся покрыта «звездной пылью», но очень непростой — это и атомы, и бабочки, и микроорганизмы. Все они летают на фоне звездного неба. В самом низу изображен маленький мальчик, который сидит и читает, облокотившись на подушку. Юный (да и взрослый) читатель, обладающий фантазией, сразу представит под этой самой подушкой звездную пыль, о которой пойдет речь дальше.

Содержание книги сгруппировано не по порядку страниц, а по разделам: «Живой мир», «Точные науки», «Интервью», «Загадки», «Стихи» и др. В каждом разделе — несколько глав, у каждой — свои авторы. Правильно — это ведь альманах! Значит, в нем целый калейдоскоп историй.

Авторов у книги очень много, про каждого поговорить, к сожалению, невозможно. Кроме того, над каждой главой работали разные иллюстраторы. Именно поэтому альманах получился такой красочный и разнообразный (рисунок 1).

Страница 1

Рисунок 1а. Страницы альманаха «Звездная пыль под подушкой»

Страница 2

Рисунок 1b. Страницы альманаха «Звездная пыль под подушкой»

Страница 3

Рисунок 1c. Страницы альманаха «Звездная пыль под подушкой»

В начале книги есть обращение редакторов к читателю. В нем они рассказывают, о чем альманах, который держите в руках, и почему, собственно, он так интересен:

Если посмотреть на привычные вещи с другой стороны, если отдалиться, чтобы увидеть больше, или, наоборот, приблизиться и разглядеть детали, откроется удивительный мир. И в нем проявятся тонкие связи между всем, что нас окружает.
Мы сами стараемся смотреть так на мир вокруг и поэтому придумали серию альманахов, первый из которых вы держите в руках. В нем собраны тексты детских писателей и поэтов, редакторов и людей, занимающихся наукой, которые помогут вам по-новому взглянуть на маленькое.

Хотя все главы написаны разными авторами, их объединяет одна общая тема — их главные герои небольшого размера. В каждой из глав мы узнаем про них что-то интересное.

Например, одна из глав под названием «А я меньше!» посвящена очень маленьким существами, уникальным для своего вида. Например, лягушке Педофрина Амауэнсис (Paedophryne amauensis), которая, как сказано в тексте, «самая маленькая лягушка в мире. Живет в Папуа-Новой Гвинее, любит проводить время в опавшей листве».

Или же есть глава, целиком посвященная загадкам. Посмотрим, сможете ли вы разгадать, например, такую?

Представь, что прямо у тебя под ногами проходит тропинка, а по ней туда-сюда снуют муравьи. Кто-то только отправился в путь и идет с пустыми лапками, а кто-то уже возвращается с добычей и тащит на себе кусочки листьев.
Эти муравьи называются листорезами. У них большая голова и очень мощные верхние челюсти. С их помощью они, словно ножницами, вырезают крупные куски листьев. А еще у них длинные и сильные лапки для того, чтобы много ходить.
Как ты думаешь, что муравьи делают с этими листьями у себя в муравейнике?

Несколько глав по формату повествования более привычны читательскому глазу — это рассказы. Как, например, про Левенгука и его микроскоп или про мальчика Федю и его богатую фантазию.

Пока читаешь альманах, невольно погружаешься в микроскопический мир — идет речь об атомах, инфузории-туфельке. Язык всех глав яркий и образный, а уж стихотворения заслуживают отдельной похвалы. Как можно спокойно пройти мимо такого творения?

„Гигантская матрешка“
Коты и кошки
Мурлычат „мыр-мыр-мыр“,
И крошечные блошки,
И внутренний их мир.

Хоть детских альманахов, а тем более журналов, не так уж мало (даже не будем их здесь перечислять), «Звездная пыль под подушкой» стоит от них особняком. Над изданием работало столько профессионалов, что им, без сомнения удалось заинтересовать не только маленького читателя, но и взрослого человека.

В целом, альманах сделан с большой любовью и вниманием к деталям. Причем к самым микроскопическим деталям! Он не только дает знания, но и прививает любовь к окружающему миру, ко всем малым созданиям и зверушкам, к науке. Возьмите его в руки, укройтесь пледом — и погружайтесь все дальше и глубже в увлекательный микроскопический мир.