Джерри Койн: «Эволюция: неопровержимые доказательства». Рецензия

Рецензии

Джерри Койн. «Эволюция: неопровержимые доказательства»; пер. с англ. — М.: Альпина нон-фикшн, 2018. — 424 с. Книга выпущена при поддержке просветительского фонда «Эволюция».

Если и существует научно-популярная литература для учёных, то «Эволюция: неопровержимые доказательства» — яркий тому пример. Она и близко не стоит рядом с весёлыми научно-популярными книгами, которые порой напоминают сборник забавных фактов и тяготеют скорее ко второй части слова «научно-популярный», чем к первой. Для того, чтобы полностью понять и осмыслить «Эволюцию», нужно обладать некоторым запасом знаний об эволюции, биологии, генетике; и терпением, чтобы воспринимать довольно сухую подачу информации. Но это того стоит: после прочтения книги у читателя остаётся не сумбурная смесь фактов, а структурированные знания, словно по прочтении учебника.

Учёные нечасто читают научно-популярную литературу по своей специальности. Помимо очевидной причины — нехватки времени — ещё и потому, что в такой литературе полно упрощений, встретив которые, учёные возмущённо захлопывают книгу и больше её не открывают. Вдобавок, из книги в книгу кочуют одни и те же примеры. Так, при упоминании Ламарка, автор почти любого научно-популярного труда об эволюции считает своим долгом рассказать про появление у жирафов длинной шеи. Но всё же встречается и литература без подобных отталкивающих признаков — именно это можно сказать о книге Джерри Койна «Эволюция: Неопровержимые доказательства».

Джерри Койн — американский генетик, ученик знаменитых эволюционных биологов и генетиков Феодосия Добржанского и Ричарда Левонтина. Он написал две книги (про одну из которых и идёт речь), посвящённые эволюции и видообразованию, а так же ведёт блог под названием «Why Evolution Is True».

Нужно сразу оговорить, что эта книга подойдёт не всем. Для того, чтобы понимать, о чём идёт речь в книге, нужно обладать знаниями в области биологии и генетики, хотя бы немного разбираться в синтетической теории эволюции и быть усидчивым и терпеливым. Последнее крайне необходимо, потому что книга написана сухим языком, а по объёму информации и структурированности напоминает учебник. Интересный учебник. Но, несмотря на некоторую педантичность в изложении, специалисту в этой книге могут порой встретиться несколько некорректные формулировки, к которым захочется придраться. Джерри Койн рассказывает о множестве работ и экспериментов других учёных, показывает не одну точку зрения, а сразу несколько, предъявляя читателю слабые и сильные стороны каждой. Он говорит не только о том, что уже является почти догмой и классикой учебников, но и приводит примеры явлений, причины которым научное сообщество пока не знает. Именно из-за последовательного изложения одной темы за другой, из-за того, как автор связывает их и подводит к глобальным обобщениям, книга не забудется сразу после прочтения, а полученные знания останутся с читателем надолго. Из-за сложного языка и концентрированности информации эту книгу не получится непринуждённо прочитать за пару дней. Она заставляет думать и рассуждать и вдобавок требует постоянного внимания:

Реакции, которые мы наблюдали в ответ на стрессовое воздействие со стороны человека и химических веществ, представляют собой проявления естественного отбора во всех возможных смыслах. Хотя факторы отбора создаются искусственным путем, людьми, но реакция на них совершенно естественна и, как мы уже убедились, может быть довольно сложной. Но, возможно, еще убедительнее выглядят те же процессы в действии в дикой природе без человеческого вмешательства. В дикой природе мы можем пронаблюдать, как природная популяция сталкивается с природными же стрессами, установить, в чем заключается воздействие, и увидеть, как популяция эволюционирует у нас на глазах.

Перечисленные качества влияют и на общий стиль повествования в книге. Шуток и весёлых историй в ней немного, хотя они очень обаятельны:

Еще в бытность свою аспирантом в Бостоне я был привлечен в помощь старшему коллеге, который написал статью по биологии. Он исследовал вопрос о том, что более эффективно для теплокровных животных: передвигаться на двух ногах или на четырех. Коллега планировал отослать свою статью в журнал Nature, один из самых престижных научных журналов, и попросил меня помочь ему сделать фотографию, которая годилась бы на обложку журнала и привлекла бы внимание к его статье. Я был так рад на время выбраться из лаборатории, что охотно провел целый день в загоне, преследуя лошадь и страуса и надеясь поймать кадр, где они бежали бы бок о бок и тем самым демонстрировали бы одновременно оба типа бега. Стоит ли говорить, что страус и лошадь не желали слушаться и сотрудничать со мной, и, когда все биологические виды выдохлись, мы оставили эту затею.

С рисунками в этой книге тоже небогато. Возможно, большее число иллюстраций, притом не чёрно-белых, а цветных, смогли бы сделать её более интересной и чуть менее похожей на фундаментальный труд. Но этот недостаток компенсируется тем объёмом полезной информации, который читатель получит из книги. Тот, кто обладает терпением и желанием прочесть её, обогатится знаниями об эволюции, биогеографии и генетике: автор подробно и скрупулезно рассказывает о видообразовании и половом отборе, об эволюции различных организмов в наше время, об ослаблении силы естественного отбора для человека:

Как отмечает британский генетик Стив Джонс, пятьсот лет назад в Англии у новорожденного было лишь 50% шансов дожить до репродуктивного возраста, а в наши дни этот показатель повысился до 99%. И что касается выживших, медицинское вмешательство позволяет вести нормальную жизнь тем, кто в прошлом, на протяжении почти всей нашей эволюционной истории, был бы безжалостно уничтожен естественным отбором. Сколько людей со слабым зрением, больными зубами, неспособные охотиться и жевать, погибли бы в африканской саванне? (Я бы точно угодил в ряды неприспособленных.)

Как итог, можно сказать, что книга «Эволюция: Неопровержимые доказательства» — хорошая и полезная, но специфичная, а поэтому подойдёт не каждому. Специалисту в ней порой могут встретиться несколько некорректные формулировки, к которым можно придраться. Но эта книга всё же не учебник (хотя и обладает многими признаками такового), а научно-популярный труд. Во всяком случае, «научный» точно, а «популярный» — для людей с нехилым биологическим бэкграундом.