Эдвин Кёрк: «Мальчик, который не переставал расти... и другие истории про гены и людей». Рецензия

Рецензии

Эдвин Кёрк. «Мальчик, который не переставал расти... и другие истории про гены и людей». М.: «Альпина нон-фикшн», 2022. — 312 с.

Девочка, чей организм неспособен вырабатывать нужный фермент, мужчина, который боится, что его дети унаследуют то же заболевание, от которого страдал и его отец, молодая семейная пара, которая только что узнала, что их ребенок неизлечимо болен, — все они окажутся в кабинете врача-генетика, чтобы понять, как гены повлияли на их судьбу и что с этим делать.

Книга Эдвина Кёрка, врача-генетика с 20-летним стажем, призвана показать, каких высот достигла современная медицинская генетика и каким путем она развивалась, а также напомнить о важности генетического тестирования.

Кому подойдет: всем, кто хочет знать больше о наследственных заболеваниях, об истории медицинской генетики и генетическом тестировании

В своей книге Эдвин Кёрк делится историями людей, которым пришлось найти способ уживаться с собственным генам. В книге читатель познакомится с разными наследственными заболеваниями, учеными, которые внесли вклад в их изучение, а также с методами, которые помогают семейным парам оценить риски появления наследственных заболеваний у их еще не рожденных детей.

Эдвин Кёрк делает читателя непосредственным участником событий, беседует с ним, как со старым другом, и задает вопросы, ответы на которые призывает искать совместно.

Книга состоит из 12 глав, в которых автор старается показать, что в генетике не все так однозначно, как может показаться неспециалисту. К сожалению, генетику приходится делать выбор в условиях неизвестности, когда ни врач, ни вся мировая наука не могут предсказать, как решение отразится на дальнейшей жизни пациента.

В медицине соблюсти равновесие между возможным, желательным и необходимым не такая простая задача. Всегда существует опасность ошибки

Кроме того, автор приглашает порассуждать над будущим генетики. Например, в главе «Как делают детей» он задается вопросом, можно ли заставить клетки кожи превратиться в яйцеклетку и этично ли использовать предимплантационную генетическую диагностику для выбора пола, цвета глаз или волос будущего ребенка?

Если у вас уже есть двое сыновей и теперь вы хотите дочь, это решение не принесет никакого очевидного вреда ни девочке, ни ее братьям, ни обществу в целом. Будет ли она „ребенком на заказ“? Разве что в самом широком смысле

Приятный бонус — в конце есть словарь терминов и примечания с ссылками на источники.

В книге мало иллюстраций — лишь несколько черно-белых рисунков. Перевод отличный, удалось сохранить игру слов, а текст сделать легким и живым.

Чтение не требует специального бэкграунда, но все же книга не подойдет для первого знакомства с генетикой, и понимание основ облегчит чтение. Автор не вдается в молекулярные механизмы, однако рассказывает достаточно подробно, чтобы читатель не запутался и не потерялся. Он использует яркие и понятные сравнения, чтобы объяснить достаточно сложные связи.

Результаты подобного взаимодействия между генами и средой проще всего изучать на уровне популяции, а не отдельного индивида. Между ними примерно такая же разница, как между климатом и погодой: мы знаем, что в среднем мужчины чаще становятся жертвами насилия, так же как и то, что в среднем летом бывает жарче, чем осенью. Однако никого не удивляет холодный летний или теплый осенний день; отдельные дни — как отдельные люди

С другой стороны, для тех, кто уже хорошо разбирается в этой области, книга не станет откровением, однако оригинальный подход и остроумные комментарии автора не дадут читателю заскучать.

Возможно, вам приходилось слышать песню британского комика Бернарда Бресслоу о том, для чего нужны пятки:

Пятки нужны, чтоб носки не спадали
И при ходьбе концы ног не страдали...

Хромосомы, как известно, в носках не ходят, но, как и ногам, износ концов им вреден

Книга отлично подойдет всем, кто интересуется генетическими заболеваниями и вопросами планирования семьи. Кроме того, если вы любите собирать увлекательные факты из истории медицины и выписывать остроумные цитаты, она точно не оставит вас равнодушным!