Подписаться
Биомолекула

Елена Зигалова, Габриэль Билич: «Тело человека». Рецензия

Елена Зигалова, Габриэль Билич: «Тело человека». Рецензия

  • 1126
  • 0,9
  • 2
  • 1
Добавить в избранное print
Рецензии

Зигалова Е.Ю., Билич Г.Л. Тело человека. Интерактивный атлас по анатомии с вырубкой. Разбери свое тело на 6 систем. Слой за слоем. М.: Эксмо, 2020. 16 с.

Осенью прошлого года в издательстве Эксмо вышла книга для детей «Тело человека. Интерактивный атлас по анатомии с вырубкой». Она прекрасно издана, ярко оформлена, с пластиковыми вставками и плотными, приятными наощупь картонными страницами. Но, впечатляющая оформлением, удовлетворит ли она ожидания читателя информативностью и точностью фактов? Давайте разбираться!

Книга большая, немногим крупнее формата А4. Её приятно держать в руках, рассматривать яркие, привлекательные рисунки, врезки, сделанные на прозрачном пластике. Она выглядит красиво не только для ребёнка, но и для взрослого.

Но уже при разглядывании обложки возникает первый смутный вопрос. В прозрачной пластиковой врезке в виде человеческого тела изображена кровеносная система человека. Изображена красиво, но как-то... загадочно. Во-первых, почему-то показаны большей частью артерии, а немногочисленные вены обрублены под корень. Во-вторых, до некоторых органов, судя по картинке, кровь у бедного нарисованного персонажа не дойдет: остались без кровоснабжения почки, печень, и, что особенно интригует, мозг. А еще при кровоснабжении легких (которые почему-то изображены только с одной стороны, как будто второго легкого у человека нет или кровь ему не нужна) артерии вообще не сходятся с венами: артерии заканчиваются в одном месте, а вены начинаются совершенно в другом. Видимо, кровь как-то телепортируется из артерий в вены. (В норме артерии и вены и не находятся совсем впритык друг к другу, а просто близко расположены, но на картинке они разнесены в далекую даль.)

Вокруг фигуры человека по обложке разбросаны различные анатомические картинки. На них тоже встречаются ошибки. Например, канальцы вестибулярного аппарата в нормальном организме почти полностью перпендикулярны друг другу (чем и определяется способность этого аппарата реагировать на положение тела по всем трем осям). Но на картинке они совсем не перпендикулярны, хотя художник наверное старался.

Ну ладно! Хотя сердце биолога тревожно сжимается от такого начала, все эти неточности можно списать на избыточное упрощение для детского издания. Увы, дальше книга преподносит только больше печальных сюрпризов. Мы не будем разбирать все ошибки (это долго и скучно), а расскажем о самых важных, заметных, смешных или, наоборот, удручающих.

«Разбери свое тело на 6 систем. Слой за слоем», — призывает нас заголовок книги. Логичным кажется начать разбор с покровной системы (кожи, волос, ногтей, подкожного жира), потом взяться за мышцы, потом — рассказать про скелет, а потом уже — про внутренние органы. Но нет. Авторы идут с козырей и сразу начинают со скелета. Следующая за ним страница посвящена мышцам, дальше идут другие системы органов, а про кожу авторы кажется просто забыли. Начать со скелета — не очень продуманное решение, поскольку сбивает логику названия и вызывает смутное предположение, что скелет находится наружнее мышц. А вообще, если подходить к вопросу тщательнее, лучше было бы сделать не отдельные разделы для скелета и мышц, а общий раздел для опорно-двигательной системы вместе, куда вошел бы и скелет (который дает крепление мышцам), и мышцы (которые тянут за кости скелета и обеспечивают движение).

Кстати, о скелете. Невероятно интригует посвященная ему фраза

Скелет — каркас, внутри которого располагаются внутренние органы.

Всякий, кто знает анатомию хотя бы на уровне девятого класса средней школы, в курсе, что скелет человека — это совсем не каркас для внутренних органов. Некоторые внутренние органы (например, мозг или легкие) и правда прячутся внутри частей скелета (грудной клетки и черепа соответственно), в то время как другие (например, кишечник) без защиты скелета спокойно обходятся. Но главное: каркас в данном прочтении воспринимается как наружная опора, а у человека (и вообще у всех позвоночных) скелет внутренний. На свете есть немало существ с наружным скелетом — например моллюски или членистоногие, — но в данной книге речь явно идет не о них.

На странице, посвященной кровообращению, кровеносная система нарисована подробнее, чем на обложке. Но по-прежнему вен гораздо меньше, чем артерий (что за дискриминация!), сама суть кровообращения объяснена через пень-колоду, а фраза

Артерии всегда ярко-красного цвета, ведь в них большое количество кислорода, вены темного цвета из-за углекислого газа

просто сшибает с ног: она показывает, что авторы перепутали артерии с артериальной кровью, а вены — с венозной кровью. На контрольной по биологии в девятом классе за такую ошибку ставят двойку.

На развороте про половую систему художница поместила мужские яички примерно в середину бедер (наверное, из целомудрия). На этом же развороте находится поразительный пассаж

Геном человека — это геном биологического вида homo sapiens. У человека присутствует 24 различных хромосомы. Две последние определяют пол: у девочек хх-хромосомы, а у мальчиков ху-хромосомы.

Если долго вчитываться в этот текст и при этом знать, как на самом деле обстоит дело с геномом и хромосомами, то можно разобраться, что хотел сказать автор (но не простить его). А ребенок, который ничего не знает о вопросе, неминуемо запутается.

На том же развороте нам говорят о том, что

В человеческом организме около 35 000 генов.

Говорить, что гены находятся В ОРГАНИЗМЕ, настолько странно, что мы даже комментировать это не беремся. А то, что генов 35000, уже более десяти лет как никто не говорит, на самом деле — всего 20-25000 [1], [2]. На странице, посвященной нервной системе, нервы показаны зеленым (обычно их изображают желтым; нарисовать нервы зеленого цвета — это все равно, что нарисовать реки красным цветом на географической карте). На той же «нервной» странице авторы зачем-то пишут об оспоренном мифе связи полушарий с творчеством и логикой [3].

Честно говоря, в книге вообще нет ни одной страницы, где не было бы ошибочного утверждения или неаккуратной формулировки. Но что самое обидное — в книге нет системности, в ней совершенно не показана логика функционирования организма. По сути эта книжка — пестрое сборище не совсем верно отрисованных картинок и надерганных из интернета, часто не связанных друг с другом и к тому же иногда устаревших или ошибочных фактов. Количество хаоса и неверных знаний в детской голове после прочтения данной книги не уменьшится, а увеличится; умному, заинтересованному ребенку книга пойдет не на пользу, а во вред. И это очень грустно: книга дорого стоит, и небогатые родители, приобретя ее ребенку, не смогут купить ему что-то более качественное.

Кто же авторы этого эпохального произведения? Это академик печально известной РАЕН (см. об этой организации смешную, грустную и верную статью «Академики с РАЕНа» — неожиданно в мужском журнале «Максим») Габриэль Билич и «старший научный сотрудник НИИ Квалитет» Елена Зигалова. Должность и название фирмы не случайно взяты в кавычки: Квалитет вовсе не является научно-исследовательским институтом, а аббревиатура НИИ здесь — часть названия предприятия. Поэтому и называться старшим научным сотрудником в полном смысле этого слова Елена Зигалова не может. Очень грустно, что те же авторы выпускают пособия к ЕГЭ по биологии и анатомические атласы: если качество этих учебных пособий такое же, как и книги «Тело человека», то сдать по ним экзамены никому не светит.

P.S. Представители издательства Эксмо, узнав о том, что мы невысоко оценили эту книгу, предложили нам внести поправки в ее следующее издание. Мы уважаем их желание работать над ошибками, но к сожалению данная книга настолько некачественная, что ее проще переписать и перерисовать заново, чем вносить поправки в существующий вариант.

Литература

  1. Cassandra Willyard. (2018). New human gene tally reignites debate. Nature. 558, 354-355;
  2. В полку генов убыло;
  3. Jared A. Nielsen, Brandon A. Zielinski, Michael A. Ferguson, Janet E. Lainhart, Jeffrey S. Anderson. (2013). An Evaluation of the Left-Brain vs. Right-Brain Hypothesis with Resting State Functional Connectivity Magnetic Resonance Imaging. PLoS ONE. 8, e71275.

Комментарии