Ellas educan: «Тайная жизнь вирусов». Рецензия
14 апреля 2021
Ellas educan: «Тайная жизнь вирусов». Рецензия
- 264
- 0
- 1
-
Автор
-
Редактор
Темы
В наше время дети о вирусах слышат чуть ли не с пелёнок. А структурировать это полученное разрозненное знание поможет книга «Тайная жизнь вирусов», совсем недавно вышедшая в издательстве «Самокат». Из неё маленькие читатели узнают про то, какими вирусы бывают и как они устроены, как с ними борются и чем те могут быть опасны. Яркие смешные иллюстрации хорошо дополняют повествование и делают его проще для восприятия.
Оценка «Биомолекулы»
Качество и достоверность: 8/10
(0 — некачественно, 10 — очень качественно)
Лёгкость чтения: 10/10
(0 — очень сложно, 10 — легко)
Оригинальность: 8/10
(0 — похожих книг много, 10 — похожих книг нет)
Кому подойдет: детям младшего возраста.
Эта книга совсем небольшая, всего 24 страницы, и бoльшую её часть занимают рисунки — на них изображены дети, которые рассматривают окружающий мир и узнают о том, как он населён вирусами, как те проникают в живые организмы, какие бывают и каким образом устроены. Поднимается в книге и тема защиты окружающей среды, в контексте того, что, например, «охота на ... животных ... может способствовать заражению людей новыми вирусами» или «Вырубая деревья, мы чаще контактируем с этими животными — а значит, выше вероятность, что людям передадутся новые вирусы».
Кстати, в каталоге вирусов авторы даже показали SARS-COV-2 и рассказали о нём в других частях книги. Так что здесь они оказались в тренде, и дети, которые читали или будут читать книгу в ближайшее время, смогут понять, о чём же постоянно говорят взрослые и что за вирус такой не даёт спокойно жить.
Есть в книге и к чему придраться, с точки зрения биолога. Понятно, что стоит учитывать целевую аудиторию книги и то, что излишних подробностей и деталей требовать от неё не стоит. Но всё же. Например, про капсид сказано, что это «белковая оболочка, защищающая генетический материал», а про внешнюю оболочку, что она — «одёжка из жиров (липидов) с аксессуарами из белков (протеинов)». Но то, что внешняя оболочка, которая ещё называется иногда «суперкапсид», есть не у всех вирусов (правды ради, скажем, что у многих) и помогает на этапах заражения клетки прикрепиться к ней, об этом не говорится. Как минимум последний факт было бы полезно упомянуть. Здесь же возникает вопрос касательно разделения понятий вирусной оболочки и капсида в том смысле, которым его наделяют авторы.
Другой пример — на развороте, который посвящён тому, как вирус пробирается в организм: там не совсем точно рассказывается о том, что происходит с Т- и B-лимфоцитами, много упрощений. Видимо, имелось ввиду, что В-лимфоциты активируются с помощью Т-лимфоцитов. С одной стороны, эти моменты хочется конкретизировать, будучи биологом, с другой стороны можно сказать, что детям младшего возраста не нужны такие детали и подробности. Конечно, их нужно заинтересовать и увлечь темой вирусов. Но всё-таки лучше это делать грамотно и не запутывая факты и понятия.
Немного хотелось бы поменять хронологию развития событий в книге. Раздел «Вирусы на Земле» можно было бы пораньше поставить, посвятив «вирусам в целом» первую часть, а уже затем привести их примеры у людей и рассказать историю человеческих вирусов, поговорить про вакцины, коронавирус. Историю вирусов человека тоже, кстати, можно было бы пораньше поставить, так лучше по логике повествования. Сначала историю и то, какие вирусы в какое время поражали человечество, а затем уже пройтись по примерам.
Как становится ясно, в книге рассказано обо всём по чуть-чуть. Вероятно, от того и возникает ощущение легкой пробежки по темам и отсутствия желаемых подробностей и деталей. В конце книги есть небольшой интерактив — выбрать, правдиво или нет высказывание о вирусах. А ответить можно, только внимательно изучив книгу. Она подойдёт для детей начальной школы, заинтересует их своими яркими иллюстрациями и интересными и, что немаловажно, немногочисленными подписями к ним.