Эвелин Кроне: «О чем он вообще думает? Мозг подростка: время уникальных возможностей». Рецензия
01 мая 2021
Эвелин Кроне: «О чем он вообще думает? Мозг подростка: время уникальных возможностей». Рецензия
- 721
- 0
- 0
-
Автор
-
Редакторы
«Проблемный подросток» — это о тебе? Подростковый возраст часто ассоциируется с рискованным поведением, конфликтами с родителями, стремительными переменами настроения и неожиданными поступками. Но подростки напрасно заслужили такую репутацию — только небольшой процент попадает в передряги. Однако все без исключения проходят важнейший в их жизни этап взросления и самоопределения, это «время уникальных возможностей», когда мозг пластичен и открыт к новому, а мир вокруг — огромен и неизведан. Эвелин Кроне, профессор Лейденского Университета и когнитивный нейробиолог, разбирается в особенностях поведения и развития мозга подростков и объясняет, чем так уникален этот период жизни, через который прошел или проходит каждый из нас, и какие изменения происходят в мозге на протяжении первой четверти жизни.
Оценка «Биомолекулы»
Качество и достоверность: 9/10
(0 — некачественно, 10 — очень качественно)
Лёгкость чтения: 4/10
(0 — очень сложно, 10 — легко)
Оригинальность: 7/10
(0 — похожих книг много, 10 — похожих книг нет)
Кому подойдет: Всем, кто интересуется тем, как мозг развивается и изменяется на протяжении жизни. Взрослым, которые круто провели подростковый возраст, чтобы еще раз его вспомнить и узнать, что сделало его таким уникальным. Взрослым, которые кое-как продрались через подростковый период, чтобы понять, что могло пойти не так и как их собственный мозг загнал их в такую ловушку. Наконец, подросткам книга поможет еще раз убедиться в уникальности проживаемого ими периода и извлечь из него максимум удовольствия и опыта на (не менее интересное) будущее.
Подростковым считается возраст в промежутке
Какие изменения в мозге подростков бросаются в глаза больше всего? Мозг стремительно растет и развивается в первые месяцы после рождения, но изменения в некоторых его областях продолжают происходить вплоть до
В то время как объем серого вещества (нейронов и синаптических связей между ними) колеблется и изменяется неравномерно, количество белого вещества увеличивается постепенно на протяжении первой четверти жизни (рис. 1). Белым веществом обычно называют длинные отростки нейронов, покрытые миелиновой оболочкой и из-за этого кажущиеся белыми. Миелин можно воспринимать как клей, цементирующий нейронные связи. Впоследствии сформированная миелиновая оболочка способствует более быстрому проведению сигналов между различными отделами мозга, а значит и улучшенной коммуникации между ними. И весь клей оказывается на своих местах только к 25 годам, что и отличает мозг подростка от мозга взрослых. Учитывая современные знания нейробиологов, порог совершеннолетия, наступающий в 18 лет, — довольно случайная величина, и в реальности подростки достигают зрелости в разном возрасте. В книге «Мозг подростка» Эвелин Кроне разбирает разные оттенки подросткового возраста: возможности к обучению, эмоции и социальность, а также дает советы родителям, педагогам и политикам, как сделать жизнь подростков наиболее приятной и продуктивной.
Планирование — явно не самая сильная черта подростков. Латеральная (то есть боковая) часть префронтальной коры задействована в важнейших функциях, необходимых для успешного планирования и выполнения сложных действий: в решении проблем, сохранении информации в рабочей памяти, манипуляции этой информацией и ингибиторном контроле. Как было сказано выше, префронтальная кора развивается до 25 лет — в ней всё еще удаляются ненужные синаптические связи и формируется миелин. Вероятно, именно из-за этого в подростковом возрасте хуже работает рабочая память — подростки могут удерживать меньше предметов в голове, «онлайн», одновременно. У подростков хуже работает ингибиторный контроль — в поведенческих тестах они медленнее реагируют на спонтанный стоп-сигнал, и следовательно, хуже контролируют импульсивное поведение. Подростки также хуже справляются с тестом Струпа, оценивающим исполнительный контроль. В нем испытуемым показывают слова, написанные разным цветом, и просят называть именно цвет, а не читать само слово. Значение слова и цвет противоречат друг другу, и мозгу требуются немалые усилия, чтобы выполнять этот тест быстро и правильно (рис. 2 — попробуйте быстро называть цвет, которым написано слово!).
Чтобы эффективно планировать сложные вещи, необходимо взаимодействие всех этих функций: одновременно удерживать несколько опций в рабочей памяти, отметать более заманчивые варианты (посидеть в фейсбуке) и быстро разрешать противоречия. Для этого нужна эффективная коммуникация разных отделов мозга, с фокусом на префронтальной коре, а у подростков ей еще только предстоит окончательно сформироваться к 25 годам. Ругать подростков за неспособность идеально согласовывать планы точно не стоит — лучше стараться помочь им в выборе, не навязывая своей точки зрения.
По всей видимости, мозг подростков ориентирован на поощрение и одобрение. Поэтому гораздо эффективнее порой вознаграждать подростков за достигнутые ими успехи, нежели из раза в раз указывать им на совершенные ошибки. Если ваш ребенок получил за контрольную плохую оценку, то лучше сказать: «Ты в состоянии освоить этот материал, я уверен, что в следующий раз ты обязательно справишься», чем «так и на второй год остаться недолго».
Зато количества эмоций подросткам точно не занимать! Исследования показывают, что эмоции подростков часто гиперактивны и преувеличены, и не уравновешиваются рациональными суждениями или ингибирующим контролем. В то же время подростки хуже различают более тонкие или сложные эмоции и могут спутать их, а значит, их реакции не всегда будут соразмерны эмоциям других людей.
Исследования среди подростков по распознаванию эмоций на лицах дали три важных результата. Во-первых, способность распознавать эмоции в возрасте от 10 до 18 лет еще не сформирована окончательно. Некоторые эмоции, такие как радость, уже хорошо определяются
7-летними детьми. Однако гнев и печаль, к примеру, распознают дети не младше 10 лет. Наиболее сложные эмоции, такие как удивление и страх, молодые люди начинают считывать лишь в позднем подростковом возрасте. Это не означает, что подростки не испытывают этих эмоций или не могут их различить, — просто они чаще взрослых путают наиболее сложные эмоции. Например, испуганное выражение лица они расценивают как удивленное.
Ключевые этапы взросления в подростковой возрасте завязаны на общении со сверстниками. Люди — невероятно социальные существа, подросткам общение с друзьями позволяет сформировать собственную идентичность и интересы, научиться понимать и слышать других, а также отделять себя от остальных. Кстати, родителям не стоит беспокоиться об увлеченности подростков социальными сетями — для мозга общение онлайн и оффлайн во многом идентично.
В подростковом возрасте подростки могут сутками пропадать вне дома и проводить время с друзьями. У них развиваются более интимные дружеские отношения, но появляется и более четкое разделение на друзей и врагов. Тогда же у подростков начинает ярко проявляться модель психического состояния человека («Theory of mind» на английском).
Обладать моделью психического состояния — означает быть способным воспринимать как свои собственные переживания, так и переживания других людей, что позволяет объяснять и прогнозировать их поведение.
Типичный эксперимент для оценки модели психического состояния — тест Салли-Энн. У двух девочек — Салли и Энн — есть свои корзинки. Энн кладет бусину в свою корзинку и уходит. В ее отсутствие Салли перекладывает бусину к себе в корзинку. Энн возвращается. Где она будет искать бусину — в своей корзинке или в корзинке Салли? Дети до пяти лет отвечают, что Энн будет искать бусину в корзинке Салли — как будто бы она видела, что Салли перепрятала бусину. Они не понимают, что Энн не обладает этой информацией и будет искать бусину там, где оставила ее. В подростковом возрасте дети уже понимают, что их собственные знания не обязательно транслируются в убеждения других, и окружающие могут обладать ложными убеждениями. За этот социальный навык в мозге опять же отвечает префронтальная кора, но на этот раз — ее медиальная часть (прилежащая к срединной линии мозга). Она активна, когда подростки размышляют о социальных ситуациях, проводят время с друзьями и учатся у окружающих.
Социальность помогает мозгу развиваться и формировать личность подростка, но у нее есть и оборотная сторона: подростки слишком чувствительны к социальному влиянию. Одобрение сверстников приносит им огромное удовольствие, что проявляется в увеличении активности в медиальной части префронтальной коры, в то время как отвержение друзьями ведет к реакциям, аналогичным боли. Социальное отвержение, безусловно, неприятно в любом возрасте, но у подростков реакция гипертрофирована. В исследованиях, где подростков просят оценить бренды и потом сравнивают ответы подростка со сверстниками, показано, что если оценка конкретного подростка отличается от преобладающей в его кругах, в мозге активируется так называемая «тревожная сеть» (включающая переднюю поясную кору и островок), что, вероятно, может подтолкнуть подростка поменять свои убеждения или поступить в соответствии с интересами группы.
«А если все пойдут прыгать с балкона, и ты пойдешь?» — спрашивает разъяренный родитель. Да, подросток пойдет, потому что так устроен его мозг, и подобная формулировка вряд ли поможет ему разобраться со своими чувствами лучше, чем разговор о том, почему для подростков так важно быть частью группы и подчиняться ее интересам.
Невзирая на все трудности, в подростковом возрасте мозг остается очень пластичным. Это позволяет ему легче восстанавливаться при травмах и дает неограниченные возможности в обучении, творчестве и креативности (рис. 3).
...подростки способны мыслить оригинально и на практике воплощать свои идеи. В то время как взрослые склонны решать проблемы по преимуществу рационально, целенаправленно, по накатанной, юный мозг с его постоянно меняющимися нейронными связями открывает подросткам дополнительные возможности для альтернативных решений.
В заключении книги Кроне приводит рекомендации для родителей, педагогов и политиков — своеобразную инструкцию по взаимодействию с подростками, основанную на научных знаниях. Она сводится к тому, что необходимо стараться видеть положительные стороны подросткового периода, ненавязчиво помогая подросткам обходить острые углы. Эвелин Кроне также создала сайт для подростков под названием «Загляни в свой мозг!», где в простой и интерактивной форме собрана информация о развитии мозга, эмоциях, гормонах, социальности, дружбе и проблемах подросткового возраста. Сайт на нидерландском языке, но если перевести его с помощью гугл-переводчика, то можно найти кучу полезной информации!