Ж.-Л. Гаррера, А. Сирван: «Птицы в комиксах. Том 3». Рецензия

Рецензии

Жан-Люк Гаррера. «Птицы в комиксах. Том 3». М.: «Пешком в историю», 2022. — 48 с.

Продолжение серии полюбившихся комиксов авторства Жака-Люка Гарреры с великолепными иллюстрациями Алена Сервана. Занимательные истории о птицах будут интересны как детям, так и взрослым. Вы не только посмеетесь, но и узнаете много новой, а главное — достоверной информации.

Юмор: 7/10
(0 — не смешно, 10 — очень смешно)

Кому подойдет: взрослым и детям от 6 лет, хотя родителям придется пояснять детям младшего школьного возраста некоторые понятия.

Книга включает 39 комиксов, по одному на страницу (за исключением истории про павлина, которая заняла две страницы). Часть сюжетов посвящена образу жизни конкретных видов птиц, часть — общим понятиям в орнитологии, например, импринтингу (запечатлению), распространению семян птицами, гинандроморфизму. В некоторых комиксах есть справочные вставки о статусе птицы в Красной книге Международного союза охраны природы (МСОП), ее ареале и некоторых особенностях биологии.

Из красочных комиксов вы узнаете, на что способна оляпка; кому не стоит связываться с филиппинскими гарпиями; как зовут самую старую птицу в мире и к какому виду она принадлежит; для чего птице-колокольчику нужно много гусениц (спойлер — не только для еды); какие кукушки подкладывают яйца не в гнезда других видов птиц, а в общее гнездо своего вида; где спят птицы; чем фламинго похожи на голубей — и множество других интересных подробностей о жизни пернатых.

Героями комиксов выступают как экзотические птицы — вроде эквадорской зонтичной птицы, райских птиц, попугая какапо, колибри, — так и привычные нам щеглы, чижи, грачи, сойки.

После комиксов следует так называемая обучающая тетрадь, в которой рассказывается о миграциях птиц, кольцевании. Читатели узнают, для чего кольцуют птиц; как птицы понимают, что пора улетать; зачем и куда летят перелетные птицы; в какое время суток и каким составом мигрируют.

К фразе из книги:

Если вам на глаза попалась птица с кольцом на ноге или с подобием мини-ранца на спине, не думайте, что она хочет покрасоваться или торопится в школу! Просто эта особь находится под контролем орнитологов, изучающих ее поведение

— я бы добавила, что каждый может помочь ученым: встретив птицу с кольцом, сфотографируйте ее или запишите номер кольца и отправьте эти данные в Центр кольцевания птиц России. Вы не только поможете науке, но и узнаете, где и когда была окольцована птица, это очень интересно. В Москве проще всего встретить птицу с кольцом на прудах — огари, или красные утки, носят на лапках зеленые кольца с белым номером.

Правда, в обучающую тетрадь закралась ошибка, в ней сказано: «Однако в случае мелких птиц, у которых нет других „опознавательных знаков“, кроме простого алюминиевого кольца, орнитологам приходится каждый раз отлавливать птицу заново и снимать кольцо». На самом деле, кольца снимают с ноги птицы только в исключительных случаях — когда оно сильно мешает птице, например, в случае кожных заболеваний. Обычно же птицу ловят, считывают номер кольца, измеряют и отпускают, оставляя кольцо на ней.

Раз уж мы заговорили о недочетах, то позволю себе добавить еще несколько. Не все комиксы раскрывают вид изображенных птиц: например, комикс «Пятьдесят на пятьдесят» рассказывает о красном кардинале, но читатель из книги этого не узнает, название вида не упоминается. То же самое можно сказать про комикс «Пернатый культурист», там изображены красноголовый королек и лазоревка. Кстати, корольки редко посещают кормушки, они в основном питаются насекомыми.

В комиксе об охоте кошек на птиц, к сожалению, не сказано, как обезопасить пернатых. Обычно орнитологи советуют надевать на шею гуляющим на улице домашним кошкам колокольчик, чтобы птицы слышали подкрадывающегося хищника.

В комиксе о цветовосприятии птиц нарисована лазоревка — это явно намек на ее ультрафиолетовую шапочку (нам, людям, она видится голубой), но в тексте об этом не рассказано.

В комикс о большой белой цапле я бы добавила, что именно из-за ее длинных кружевных перьев (их, кстати, называют эгретками) в конце XIX века этот вид чуть не истребили полностью. Дамы украшали перьями (а иногда крыльями или даже целыми чучелами) свои шляпы.

Примечание к комиксу «Зобное молоко» отсылает к первому тому «Птицы в комиксах», но это опечатка — о зимородках рассказывалось во втором томе.

В целом, третий том сохраняет высокий уровень предыдущих двух. Однако для меня здесь было гораздо меньше новых фактов, так что порой становилось скучновато. Но менее искушенные читатели, уверена, найдут много интересного и поражающего воображение. А если даже и нет, то получат удовольствие от великолепных иллюстраций:

Иллюстрация из книги

И даже найдут рецепт зерновых пирожных «Птичья радость»:

Или просто посмеются: