Подписаться
Биомолекула

У. Холмс, М. Бялик, Ч. Фейдл: «Искусственный интеллект в образовании: Перспективы и проблемы для преподавания и обучения». Рецензия

У. Холмс, М. Бялик, Ч. Фейдл: «Искусственный интеллект в образовании: Перспективы и проблемы для преподавания и обучения». Рецензия

  • 569
  • 0,2
  • 0
  • 0
Добавить в избранное print
Рецензии

Уэйн Холмс, Майя Бялик, Чарльз Фейдл. «Искусственный интеллект в образовании: Перспективы и проблемы для преподавания и обучения». М.: «Альпина ПРО», 2022. — 304 с.

Искусственный интеллект медленно, но верно проникает во все сферы жизнедеятельности человека. Сегодня уже никого не удивить «рекомендациями» нейросетей по интересам пользователя, а через несколько лет люди перестанут удивляться системе умного дома и беспилотным автомобилям. Но так ли легко дается машинам самообучение и образование? И сможет ли суперкомпьютер заменить учителя?

Ответы на вопросы о том, как искусственный интеллект завоевывает сферу образования, вы сможете найти в этой книге.

Оценка «Биомолекулы»

Качество и достоверность: 9/10
(0 — некачественно, 10 — очень качественно)

Легкость чтения: 10/10
(0 — очень сложно, 10 — легко)

Оригинальность: 5/10
(0 — похожих книг много, 10 — похожих книг нет)

Кому подойдет: родителям школьников, педагогам, методистам.

Книга состоит из двух частей и трех приложений. Как отмечают сами авторы в предисловии, эти разделы не связаны логически и могут быть прочитаны независимо друг от друга. Кстати, по содержанию приложения не менее интересны, чем основная часть, так что и на них тоже стоит обратить внимание.

В первой части авторы пробуют ответить на вопрос «Что нужно учить в эпоху искусственного интеллекта (ИИ)?». Она будет особенно полезна методистам, составляющим регламенты и учебные программы. А уже во второй части авторы пытаются подвести читателя к ответу на вопрос «Как ИИ может улучшить и трансформировать образование?». Эту часть больше рекомендуют для ознакомления учителям и IT-специалистам.

В приложениях авторы рассказывают о том, как совершенствуется ИИ в современном мире, и о попытках его внедрения во все сферы жизни человека. Большой интерес представляет здесь последняя часть — для русскоязычных читателей специалистами из «Университета 2035» специально была написана глава. Они поделились своими разработками и практическим опытом в применении ИИ в российском образовании.

На протяжении всей книги авторы несколько раз повторяют, что ИИ создан для помощи человеку, и его использование носит благой характер. Но если в преимуществе автоматизации производства не приходится сомневаться, то для решения типовых когнитивных работ (подготовка отчета, перевод с одного языка на другой, игре в шахматы) наибольшим преимуществом обладают системы «человек + ИИ», где ИИ выступает в роли источника знания, а человек анализирует эти самые знания и предложенные ИИ варианты и, основываясь на своих суждениях, воплощает их в жизнь.

В первой части книги авторы критикуют современное школьное и университетское образование, утверждая, что оно устарело и не отвечает требованиям жизни людей XXI века.

Хотя в учебных заведениях порой осознают важность таких вещей, как сотрудничество, зачастую их преподают лишь как побочный продукт, который не дается намеренно, систематически и исчерпывающе. Подобные компетенции измерить сложнее, чем предметные знания, их редко оценивают, ведь намного проще сосредоточиться на материале в надежде, что компетенции усвоятся сами собой

В современном мире гораздо важнее ввести в школьное образование предметы, связанные с цифровой и экономической грамотностью, чем основанные на зубрежке таких постулатов, как «митохондрия — энергетическая станция клетки», которые не пригодятся более 90 % учеников во взрослой жизни. В то же время, авторы признают, что такая система образования формирует у учеников необходимые для жизни в современном обществе компетенции.

По данным ЮНЕСКО, „в хорошей образовательной системе ученики должны быть способны постоянно адаптировать свои компетенции и при этом получать и развивать новые. Эти компетенции весьма разнообразны (от базовых навыков, предметных знаний, гибкости ума и обучения до профессиональных умений), они позволяют удовлетворить высоким требованиям, хорошо и эффективно выполнять сложные задачи в определенном контексте“

Главным решением проблемы современного образования авторы выдвигают ИИ, который всегда будет рядом и сможет подсказать человеку, как лучше действовать в той или иной ситуации. Однако на следующей же странице авторы утверждают, что для анализа данных и информации человеку необходимо обладать критическим мышлением, чтобы спрогнозировать, как то или иное действие повлияет на события в будущем. Потому что только человек может эффективно выполнить ряд работ, связанных с нетиповыми когнитивными и межличностными задачами.

И хотя многие думают, что искусственный интеллект в образовании (Artificial Intelligence in Education, AIED) — это „роботы вместо учителей“, реальность намного прозаичней; однако у новых технологий все равно есть потенциал к тому, чтобы перекроить всю образовательную систему. Появление ИИ в образовании ставит целый ряд серьезных вопросов

К сожалению, ответы на серьезные вопросы читатель не получит ни в главе «Что», ни в главе «Как».

Вторая глава, по задумке авторов, должна отражать применение ИИ в жизни человека. Однако вместо этого половина главы рассказывает об истории машинного обучения — читатель узнает о первых интеллектуальных программах обучения, обучении на основе диалога, попытках внедрить индивидуальное обучение. Вторая часть главы посвящена разборам того, чем же являются чат-боты, почему при решении тестов важно указывать ученику правильный вариант ответа при ошибочном выборе и как работают обучающие приложения (на примере Duolingo, Amazon и интеллектуальных систем Google). Несколько раз зачем-то будет рассказана история о том, как нейросети научились распознавать лица благодаря отметкам людей на фотографиях в Facebook, но вместо ответа на интересующий читателей (и программистов) вопрос «Как же нейросеть этому научилась?» авторы лишь разведут руками, отвечая, что нейросеть не может рассказать, как научилась делать то или иное действие. Таким образом, вторая глава представляет собой сборник разрозненных фактов о том, как алгоритмы помогают человеку ориентироваться в современном виртуальном пространстве.

Одна из трудностей здесь состоит в том, что наиболее полезные знания — это те, которые эксперты применяют, не задумываясь; знания, которые принципиально важны в их области, но, как правило, не проговариваются вслух, поскольку воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Именно поэтому экспертам так трудно составить учебную программу, которая бы действительно развивала экспертный дилетантизм. Они знают, как работать с материалом, но это не означает, что они могут четко выделить понятия, благодаря которым появляется их уровень компетентности

Текст книги написан простым языком, без применения специальных терминов, что значительно упрощает чтение. Иллюстрации, которые приводятся в качестве подтверждения утверждений авторов, обладают мелким текстом, который крайне сложно разобрать при чтении бумажной книги (в электронной версии проблема решается увеличением изображения страницы). Таблицы, которые носят иллюстративный характер, тоже обладают более мелким шрифтом, чем основной текст, что усложняет их восприятие. Хотелось бы, чтобы эти недочеты были исправлены при переиздании, если таковое планируется.

Книга подойдет людям, которые хотят разобраться в том, где и как применяется в сфере образования искусственный интеллект. Скорее всего, книга будет интересна школьникам средних классов (которые только начинают знакомиться с образовательными платформами и приложениями), а также учителям и родителям (что поможет разобраться с применением современных обучающих программ и приложений). Кроме того, книгу можно рекомендовать для чтения на уроках информатики в школах.

Комментарии