Изабель Миньош Мартинш, Мария Мануэль Педроза: «Что там внутри? Путеводитель по нашему мозгу». Рецензия

Изабель Миньош Мартинш, Мария Мануэль Педроза. Что там внутри? Путеводитель по нашему мозгу. М.: Самокат, 2019. — 368 с.

В 2019 году издательство «Самокат» выпустило в свет книгу «Что там внутри? Путеводитель по нашему мозгу». Авторы наглядно и увлекательно рассказывают юным читателям об устройстве и работе мозга, выстраивая свое повествование в форме путешествия. Как функционирует наша нервная система? Из каких отделов состоит мозг? Какие термины надо знать, чтобы грамотно говорить о нашем мозге? Обо всем этом Изабель Миньош Мартинш и Мария Мануэль Педроза рассказывают в своей прекрасной книге.

Кому подойдет: Книга будет интересна детям среднего школьного возраста, увлекающимся изучением мозга, а также их родителям.

По мнению ученых, мозг — одна из самых сложных и загадочных структур во Вселенной. В нем, согласно последним подсчетам, содержится около 86 000 000 000 клеток, которые называются нейронами (лучше словами: восемьдесят шесть миллиардов нейронов), куда больше чем людей, населяющих нашу планету (их всего около 7 300 000 000).

Изабель Миньош Мартинш, Мария Мануэль Педроза «Что там внутри? Путеводитель по нашему мозгу».

Изучение мозга — очень бурно и активно развивающаяся область науки. Нейробиология не только популярна среди ученых-биологов, но еще и интересна медикам и психологам, и простым людям, ведь она позволяет лучше понять себя. Ведь пока что большая часть нашего мыслительного аппарата остается неисследованной. Однако кое-что мы все-таки знаем. Несмотря на сложности в работе, ученые всё же достигли некоторых успехов: теперь мы знаем, из чего состоит мозг, как выглядят различные его клетки, как они между собой взаимодействуют. Кроме того, мы знаем, как работа мозга влияет на нашу жизнь и поведение. Постигнуть науку-нейробиологию совсем непросто, и многие люди тратят на это годы, а то и целую жизнь. Но узнать и понять некоторые ее принципы вполне реально. В книге Изабель Миньош Мартинш и Марии Мануэль Педрозы «Что там внутри? Путеводитель по нашему мозгу» структурированно, доступно, и в то же время довольно подробно описаны основные моменты, которые должен знать тот, кто интересуется строением собственного мозга. Они проделали серьезную работу, уделив внимание тем аспектам, которые действительно важны.Страница за страницей, читатели вместе с авторами пройдут увлекательный путь изучения мозга и узнают много нового и интересного.

Изабель Миньош Мартинш — редактор и соучредитель издательства «Планета Танжерина». В детстве Мартинш мечтала лечить детей или быть археологом, но ни то, ни другое не сложилось. Окончив факультет изящных искусств, она начала писать научно-популярные книги для детей, и занимается этим очень успешно.

Мария Мануэль Педроза — успешный в сфере журналистики специалист по педагогике. Она также создает материалы по здоровью, питанию и гармоничному развитию.
Обе женщины — соавторы обсуждаемой книги «Что там внутри? Путеводитель по нашему мозгу».

Книгу в руках держать очень приятно. Она увесистая, издана на прекрасной плотной бумаге. Посередине обложки ярким акцентом проходит красная полоса — кажется, что это просто лента, но если присмотреться, то мы увидим, что она разделяет два любознательных человеческих личика. Вся книга иллюстрирована в трех основных цветах — красном, белом и синем. Рисунки в книге схематичные, но красочные, переворачивать каждую следующую страницу очень интересно. Помимо развлекательных иллюстраций в книге также есть и научные — изображения нейронов, отделов мозга. Они даны хоть и не очень подробно, но зато доступно для понимания и запоминания. В целом, несмотря на серьезность заявленного в названии содержания книги, ее иллюстративный материал делает чтение достаточно легким и увлекательным.

Рисунок 1. «Между нейронами в нашем мозге — 160 тысяч километров путей! Только задумайся, какое это бесчисленное количество мыслей...Трудно представить? Подумай, с каким количеством людей в нашей жизни мы вступаем в контакт, и, возможно, будет не так трудно...».

Иллюстрация из книги Изабель Миньош Мартинш, Мария Мануэль Педроза. Что там внутри? Путеводитель по нашему мозгу. М.: Самокат, 2019. — 368 с.

В начале книги авторы приводят главу, которая называется «10 идей для размышления». Она готовит к тому, какой увлекательный нас ждет путь. Идеи и правда интересные: «У нас внутри есть мозг. И знаем мы об этом именно потому, что мозг у нас внутри». Согласитесь, интригует?

Книга состоит из 21 раздела, каждый из которых посвящен определенному аспекту изучения мозга: например, «Память», «Эмоции», «Сознание». Интересно, что в конце одного из разделов есть небольшой путеводителю по строению мозга, где изображены мозг с его анатомией и различные нейроны. Получается очень наглядно. Еще пара частей отводится на небольшие монологи-интервью авторов и консультантов. Эти разделы хороши тем, что читатель не только получает информацию из книги, но и узнает мотивацию и личные интересы тех людей, которые эту книгу писали. Понимание этой заинтересованности — отличный повод заняться более детальным изучением вопроса.

Как получилось, что наш мозг вырос больше, чем у родственных нам приматов? И почему именно у нас в коре головного мозга больше нейронов? Некоторые ученые выдвигают следующую точку зрения: человек позволил себе роскошь увеличить количество нейронов, потому что начал готовить еду. Да, именно так. Мы научились готовить еду, ее стало гораздо легче пережевывать (вспомните о мясе или рыбе), а стало быть получать больше калорий за меньшее время, чем когда мы питались сырой пищей. Так мы научились лучше кормить не только наше тело, но и наш прожорливый мозг.

Для того, чтобы читать было интересно, авторы в каждой главе приводят увлекательные факты: «Все наши нейроны вместе взятые (те самые 86 миллиардов) производят столько электричества, что можно зажечь лампочку мощностью 60 ватт)». Это заставляет читателя почувствовать, что нейробиология — не сухая и скучная, а живая и интересная область знаний.

Рисунок 2. Иллюстрация к факту о том, какую лампочку может зажечь электричество нейронов в мозге.

Язык книги очень живой и легко воспринимается. Авторы избегают использования сложных медицинских и биологических терминов, но при этом не делают этого в ущерб содержанию. Несмотря на то, что книгу позиционируют как литературу для детей среднего школьного возраста, ее можно читать и в более старшем возрасте, так как авторы сделали рассказ с упором на понимание процессов, протекающих в мозге, а это полезно знать каждому.

Книги на схожую тематику уже, конечно, издавались. Однако обычно это литература для взрослых, и чаще всего — про развитие мозга, а не про его устройство и функционирование. Так, есть несколько любопытных книг на данную тему: «Мозг. Инструкция по применению» Дэвида Рока — о том, как использовать свой мозг продуктивно; «Ум в движении» Барбары Тверски — о том, как формируется мысль; «Мозг. Тонкая настройка. Наша жизнь с точки зрения нейронауки» Питера Уайброу — о том, что лежит в основе наших поступков, «Странная девочка, которая влюбилась в мозг. Как знание нейробиологии помогает стать привлекательнее, счастливее и лучше» от известной учёной-нейробиолога Венди Сузуки, и многие другие. Однако Изабель Миньош Мартинш и Мария Мануэль Педроза создали в своем роде уникальную книгу, в которой простым языком для детей и взрослых объяснено то, что многие хотели бы знать о мозге.

«Что там внутри? Путеводитель по нашему мозгу» — безусловно важный и полезный литературный труд, который позволяет читателю узнать много нового и интересного о такой важной части науки, как нейробиология. Книга, возможно, не будет интересна профессиональным ученым и медикам, но того, кто только начинает знакомиться с этой областью, она безусловно порадует. Путешествуя вместе с авторами по удивительному миру мозга с его жителями-нейронами и другими клетками, мы погружаемся в поистине увлекательное приключение, которое, кто знает, может привести кого-то из нас к решению посвятить нейронауке свою жизнь.