Изабелла Джуд: «Вернуть волков. Как хищники восстановили баланс экосистемы». Рецензия

Рецензии

Изабелла Джуд. «Вернуть волков. Как хищники восстановили баланс экосистемы». М.: «Пешком в историю» (совместная книга издательств «Пешком в историю» и «Альпина.Дети»), 2020. — 40 стр.

Книга «Вернуть волков. Как хищники восстановили баланс экосистемы» — попытка в доступной ребенку форме рассказать о сложном устройстве экосистемы и пищевых цепочек в ней на примере Йеллоустонского заповедника в США. Наглядные иллюстрации и схемы доступны для восприятия даже дошкольникам и открывают практически безграничные возможности для разговора о том, как взаимодействуют разные звенья одной цепочки. Вдумчиво и со вкусом — вот как можно охарактеризовать эту книгу.

Кому подойдет: детям, начиная со старшего дошкольного возраста.

Йеллоустонский заповедник — место, где волей случая произошел масштабный экологический эксперимент, показавший, насколько важно каждое звено экосистемы. Из-за поощрения охоты на волков к 1926 году они были истреблены на этой территории, что привело к глобальному изменению ландшафта всего парка. Как это произошло и что изменилось благодаря последующей преднамеренной интродукции волков — основа повествования новой, выпущенной совместно двумя издательствами, «Пешком в историю» и «Альпина.Дети», книги под названием «Вернуть волков. Как хищники восстановили баланс экосистемы».

Книга выполнена в характерной для изданий “Пешком в историю” манере: плотная приятная на ощупь бумага, грамотно подобранные гармоничные цвета, баланс текста и иллюстраций. Для облегчения ориентации текст поделен на главы и помимо повествования включает словарь, предметный указатель и библиографию. Согласитесь, необычно для детских научно-популярных книг!

Иллюстрации в книге двух типов: художественные изображения животных и пейзажей и инфографика со схемами пищевых цепочек. Первые создают настроение: читатель своими глазами видит просторы Йеллоустонского парка, его равнины и горы, животных и птиц. Вторые выхватывают смысловое зерно рассказанного в главе, вычленяя из сложных схем взаимодействия животных и растений ключевые события, определяющие баланс и дисбаланс экосистемы. На фоне основного текста такие схемы выгодно выделяются из общего массива текста и запоминаются читателю.

Иллюстрация из книги

Рисунок 1. Пример иллюстраций разных типов из книги «Вернуть волков. Как хищники восстановили баланс экосистемы»

Манера повествования — неспешный художественный рассказ, легко воспринимающийся читателем, в духе классических фильмов BBC о дикой природе. Однако достаточно часто встречаются оформленные врезки «Просто о сложном», в которых тема углубляется, добавляются новые и новые переменные, например, изменения климата, пожары и т.д. Так, в главе «Копытные в меню», где рассказывается о том, как волки влияют на поголовье оленей, во врезке упомянута засуха 2000 года, которая повлияла... на стратегию охоты волков! Они начали поедать крупных самцов, а не детенышей, тем самым получая то же количество мяса, что и раньше, убивая при этом меньше оленей. Эти врезки можно пропустить, если возраст ребенка слишком мал, однако для младших школьников именно они дадут еще больший простор для размышлений.

Сочетание разных пластов восприятия темы, стильные иллюстрации и схемы делают «Вернуть волков» чрезвычайно качественной детской научно-популярной книгой, доступной для восприятия начиная с пяти лет. Любознательный и активный читатель сможет, в зависимости от возраста, взять из повествования то, что ему по силам осознать и проанализировать.