Кристоф Казнов, Блоз. «Зоопарк исчезнувших животных 2». Рецензия

Рецензии

Кристоф Казнов «Зоопарк исчезнувших животных. Том 2». М.: «Пешком в историю», 2022. — 48 с.: ил. (Комиксы)

Этот комикс — продолжение истории об удивительном зоопарке, населенном самыми разными животными, как вымершими по вине человека, так и находящимися на грани исчезновения. Галерея коротких зарисовок в легкой юмористической форме рассказывает о трудовых буднях работников зоопарка, вынужденных следить за такими необычными питомцами, как дронт и сумчатый волк, а кроме того, пытающихся вернуть в дикую природу тех животных, которых удалось спасти в неволе. В конце книги разместилась обучающая тетрадь с рассказом о трудностях реинтродукции и категориях уязвимости видов.

Кому подойдет: этот комикс должен прочитать каждый ребенок, и чем раньше, тем лучше.

Созданный Кристофом Казновом и Блозом зоопарк парадоксален. В самом деле, если вымершие животные спокойно разгуливают в вольере, то, выходит, они не вымершие. В отличие от «Парка юрского периода», где худо-бедно объяснялось, как динозавров вернули к жизни, в комиксе Казнова и Блоза причин воскрешения бескрылых гагар и сумчатых волков не раскрывают. Они просто живут (а некоторые необычные питомцы и прекрасно размножаются). Очевидно, что необычный зоопарк — это один большой дидактический прием. Авторы в яркой и наглядной форме привлекают внимание юных читателей к проблеме исчезновения видов.

«Цель этой книги состоит в том, чтобы рассказать обитателям голубой планеты о происходящем на их глазах шестом массовом вымирании видов, большую часть ответственности за которое несет человек: его хозяйственная деятельность провоцирует исчезновение громадного числа видов как животных, так и растений», — прямо пишут они.

И в самом деле, нет ничего лучше, чем показать исчезнувшие виды живыми. Вот они кормятся, строят гнезда, играют, взаимодействуют с посетителями и смотрителями, как самые обычные питомцы зоопарка. К примеру, одна мини-история рассказывает, как никто из работников не может устоять перед обаянием бескрылых гагарок. Сюжет хоть и юмористический, но очень правдоподобный — мы знаем немало обаятельных животных. Вот только информационная врезка внизу страницы поясняет, что последняя пара гагарок была задушена в 1844 году. Да, сложись история по-другому, мы могли бы прийти в зоопарк и поиграть с этими доверчивыми птицами, но люди иначе определили их судьбу и судьбу многих других видов. В комиксе за фасадом забавных историй на каждой странице скрывается подлинная трагедия. Где-то авторы приводят вышеупомянутые врезки, а где-то о грустных судьбах животных рассказывается устами персонажей комикса. Поэтому с виду забавный юмористический формат не должен вводить в заблуждение.

Многие из нас вынесли со школьной скамьи хрестоматийные примеры прямого истребления видов человеком, вроде стеллеровой коровы, странствующего голубя или той самой бескрылой гагарки. Однако на страницах комикса юным читателям постоянно напоминают, что человек разрушает естественную среду обитания, и именно это чаще всего становится причиной вымирания животных. Все в природе связано тесной сетью сложнейших экологических связей, вмешательством в которые можно натворить бед. Пожалуй, это один из уроков, которые можно усвоить, прочитав комикс.

Помимо собственно исчезновения видов, второй важной проблемой, вокруг которой строится повествование в книге, является сохранение и возрождение видов. Известны несколько случаев (авторы о них упоминают), когда вид сохранился только в неволе, но там представителей вида удалось размножить и после вернуть в естественную среду. С одной стороны, это показывает читателям важность зоопарков . Но одновременно с этим и в комиксе, и в обучающей тетради в конце книги говорится о том, что реинтродукция животных в дикую природу сопряжена со множеством трудностей и нередко оборачивается неудачей. Поэтому лучшая стратегия — не допускать того, чтобы вид сохранялся лишь в вольере зоопарка. И это второй важный урок, который может вынести читатель.

Но здесь надо помнить, что речь идет о настоящих зоопарках, выполняющих научные и природоохранные функции. Совсем иное дело — еще существующие старомодные зверинцы под вывеской «зоопарк», где животные, выставленные на потеху публики, влачат жалкое существование в ужасных условиях.

Разворот книги

Разворот книги «Зоопарк исчезнувших животных. Том 2»

Разворот книги

Разворот книги «Зоопарк исчезнувших животных. Том 2»

Еще лет десять-пятнадцать назад комикс, подобный «Зоопарку исчезнувших животных» вряд ли появился бы. Но тема снижения биоразнообразия, приобретшего катастрофический размах, быстро вышла за пределы научной среды и сейчас становится частью массовой культуры. Благодаря таким комиксам, как созданный Казновом и Блозом, юные читатели впервые начинают задумываться об экологии, защите животных. И это замечательно! Подрастающее поколение должно быть более ответственным и решительным в вопросах защиты окружающей среды. Несомненно, все эти качества должны быть воспитаны с самого раннего возраста. Только в этом залог того, что в обозримом будущем разрушение биосферы наконец-то обратится вспять.