Ксения Кармацкая: «Сквозь джунгли химии. Школьный курс нескучно и понятно». Рецензия

Рецензии

Ксения Кармацкая. «Сквозь джунгли химии. Школьный курс нескучно и понятно» (серия «Научпоп для начинающих»). М.: «Эксмо», 2023. — 144 с.

Книга ставит своей целью помочь школьникам освоить школьную программу, сопровождая все сложные разделы красочными картинками, которые через воображение способствуют изучению основных разделов химии. Несомненно, книга отлично подойдет в качестве научно-образовательного контента как детям, так и взрослым. Детям, начиная с дошкольного возраста, потому что книга красочная и написана простым языком. И взрослым, для которых уроки химии кажутся кошмарным сном, непонятными дебрями в непроходимом лесу.

Кому подойдет: книга отлично подойдет в качестве научно-образовательного контента как детям, так и взрослым. Детям, начиная с дошкольного возраста, потому что книга красочная, написана простым языком. И взрослым, для которых уроки химии кажутся кошмарным сном, непонятными дебрями в непроходимом лесу. Школьникам — как дополнительная литература к основному школьному курсу, но не взамен него.

Книга содержит три раздела: «Химия и строение вещества», «Химия в лаборатории» и «Химия дома». Структура книги вполне логична. Сначала автор рассказывает о строении веществ, атомов, молекул, называя их общим термином «частица», что вначале настораживает, потому что мы редко говорим, например, «частица воды». Скорее наоборот, это будет молекула воды. Но с прочтением книги привыкаешь к этому, поскольку цель книги — на простом языке объяснить сложные темы из школьного курса химии. Автор знакомит читателя с такими понятиями, как атом, молекула, ион, и уже с первых страниц вводит понятие «диффузия», сопровождая красочным изображением этого процесса и разделом для самостоятельного экспериментаторства «Сделай дома».

Информацию до двадцатой страницы можно смело давать даже малышам. Так они узнают о частицах, веществах и их агрегатных состояниях, а также переходах из одного агрегатного состояния в другое.

Дальше автор знакомит со строением атома, его составом, учит находить число атомных частиц и дает возможность потренироваться самим в разделе «Давай потренируемся», не забывая ввести читателя в исторический экскурс по истории открытия атома.

Разбираются такие понятия, как изотопы, ионы, как записывается электронная формула, как отличить металлы от неметаллов и как они располагаются в Периодической системе.

Дальше закономерно идет переход от атомов к простым молекулам и сложным молекулам, рассказывается о связях, типах связей. И здесь не совсем корректно автор обозначает ионную связь двумя пунктирными линиями. Школьника это может ввести в заблуждение. Все-таки одна связь изображается одной чертой, и подразумевается здесь два электрона.

Несомненно, полезным будет раздел «Как определить степень окисления элемента» в сложных веществах. Именно им заканчивается первая глава книги «Химия и строение вещества».

Глава «Химия в лаборатории» знакомит читателя с основным лабораторным оборудованием и способах очистки и разделения веществ: кристаллизацией, фильтрацией и др., и даже с основными приемами сборки химических приборов, которые используются в лабораторном практикуме в высших учебных заведениях.

Совсем незначительная часть книги выделена под эксперименты дома. Это можно простить автору, поскольку позиционирование книги — это помощь в освоении школьного курса химии. А книг по химическим опытам на книжных полках достаточно.

В целом, книга производит приятное впечатление, несмотря на некоторые моменты, упомянутые выше, по поводу которых с автором можно поспорить.

И рекомендую книгу, в первую очередь, для тех, кому сложно понимать академическую литературу, поскольку визуально понятного и привлекательного контента здесь предостаточно. Но не следует ею заменять школьный учебник. Только в тандеме «учебник + научно-популярная книга» дадут синергетический эффект в освоении программы.