Максим Щугорев: «Ящерица не птица: истории отчаянного ветеринара о самых экзотических пациентах». Рецензия

Максим Щугорев. «Ящерица не птица: истории отчаянного ветеринара о самых экзотических пациентах». М.: «Бомбора», 2022. — 272 с.

Часто дети просят у своих родителей купить хомячка, кошку или собачку. Но что делать, если ребенок просит купить тарантула, игуану, обезьяну или скорпиона? Чем может обернуться желание взрослых приобрести крупную кошку, например, льва? Или «маленького» сетчатого питона, который, по заверениям продавцов, не вырастет, если мало его кормить. Из первых уст читатель узнает правдивые истории о проблемах, с которыми может столкнуться будущий хозяин редкого животного, а также услышит о совсем экзотических питомцах — крокодилах в частных домах, жирафах в сталинских квартирах или слонах на заднем дворе частного дома.

Кому подойдет: всем желающим приобрести экзотического питомца, а также любителям почитать истории из цикла «Записок натуралиста».

Повествование в книге сгруппировано по главам, где каждая глава рассказывает о конкретной группе животных: черепахах, ящерицахы, крокодилах, змеях, птицах, грызунах и зайцеобразных, хорьках, больших кошках, насекомоядных, приматах, рукокрылых, моллюсках, земноводных и прочей «нечисти». Внутри каждой главы — небольшие рассказы из жизни ветеринара.

«Ящерица не птица» — настоящий сборник забавных и поучительных историй, которые случались в ветеринарной практике автора. Читать книгу очень легко, в ней нет сложных терминов, а истории рассказаны с юмором и любовью к каждому животному.

Тут вы встретите и историю о том, как делали протез кузнечику, и о том, как восьмилетний лев сорвался с поводка — и даже о том, как чинили черепаху!

Начало каждого раздела сопровождается интересной иллюстрацией, которые помогают понять, кто будет главным героем раздела.

Большой плюс книги в том, что автор попытался максимально просто объяснить, как и зачем проводят операции животным. Максим Щугорев дает советы, как можно определить, что животному стало плохо, или какие проблемы питомцы могут испытывать на протяжении жизни. По ходу повествования Максим дает советы, которые помогут избежать неприятных ситуаций, а также разоблачает мифы из интернета (например, согласно данным из интернета, если агама регулярно трясет головой вверх-вниз и раздувает черный мешок на подбородке, то это 100% самец, что не всегда соответствует действительности).

Стоит отметить, что книга написана не только ради развлечения, но и с поучительной целью. Будут истории о том, как спасти хамелеона; об удаве, которому стал мал дом из платяного шкафа, и как он съел двух собачек хозяйки.

Очень хорошо освещены проблемы земноводных, рептилий и пауков. Однако при описании содержания других животных Максим дает общие советы или отклоняется от темы — например, описывает, как хорькам нравится запах резины. Несмотря на то, что раздел «Птицы» занимает около 40 страниц книги, в нем отсутствуют какие-либо рекомендации по питанию или нормам светового дня. Также полностью отсутствуют истории о хищных птицах. Зато вместо них можно прочитать историю о лечении страуса.

Такая же однобокость относится и к разделу о членистоногих. Кроме описаний пауков и кузнечика, в книге не встречаются другие насекомые, которых можно содержать дома (например, информация о тараканах, палочниках, бабочках или богомолах).

Книга подойдет людям, которые хотят завести в качестве домашнего друга экзотическое животное. Людям, желающим расширить свой кругозор и узнать, с какими проблемами могут столкнуться обладатели «нестандартных питомцев» (в конце концов, быть морально готовым, если вдруг чей-то питомец сбежит из дома и попадет именно к вам в квартиру). Книгу можно рекомендовать как родителям, так и детям, чтобы сформировать представление о том, с какими сложностями придется столкнуться при содержании змей, енотов или хамелеонов.

Запомните! Мы несем ответственность за тех, кого приручили. И неважно, что у самого любимого питомца будет десять пар глаз или перепончатые лапы, все они будут безгранично любить своего хозяина. А задача человека — обеспечить правильное содержание и здоровое питание питомцу.