Максим Винарский: «Евангелие от LUCA. В поисках родословной животного мира». Рецензия

Рецензии

Максим Винарский. «Евангелие от LUCA. В поисках родословной животного мира». М.: Альпина нон-фикшн, 2020. — 352 с. (Серия PRIMUS).

Если вам когда-нибудь приходило в голову заняться составлением своего родословного древа, эта книга для вас. И мелко мыслит тот, кто ограничивается шестым коленом, ведь здесь автор предлагает поохотиться на LUCA — общего предка всех живых существ, знакомит нас с митохондриальной Евой и Y-хромосомным Адамом и объясняет, почему человек — это вовсе не венец божьего творения.

Кому подойдет: всем, интересующимся биологией и эволюцией, и молодым ученым.

Мой отец — обезьяноид,
Дед мой был обезьяноид
Мать моя — обезьяноид,
Как и бабка, чёрт возьми!
Обезьяньи наши руки.
Под воздействием науки
Только дети или внуки
Станут, может быть, людьми.

Отрывок из песни группы НОМ

Максим Винарский

Рисунок 1. Максим Винарский, доктор биологических наук, заведующий лабораторией макроэкологии и биогеографии беспозвоночных СПбГУ и автор обсуждаемой книги о родстве всего живого.

Когда берешь в руки книгу подобного толка, всегда есть риск, что она окажется невероятно скучной, с длинными и сложными пассажами, посвященными запутанным родственным взаимоотношениям разнообразной одноклеточной мелюзги. В этом случае, чтобы добраться до людей, сперва придется продраться сквозь толпы вымерших и ныне живущих созданий. Получать удовольствие от такого чтения сможет далеко не каждый.

Однако «Евангелие от LUCA» у Максима Винарского (рис. 1) получилось сделать историей для широкой аудитории. Специалист по моллюскам, он живо и в красках описывает жизнь и тех существ, которых мы знаем, и организмы давно вымершие, которые нам никогда встретить не посчастливится — остается только рассуждать о том, чем они занимались и отчего исчезли с лица Земли. При этом попыток рассказать обо всем и сразу тут нет, речь будет идти только о самом интересном.

В книге всего 11 глав (рис. 2), каждой предшествует подходящий случаю эпиграф. Читать их — отдельное удовольствие, особенно если они уже были тебе знакомы. Своевременная отсылка к массовой культуре помогает лучше понять, что имел в виду писатель, а это всегда очень приятно.

Из оглавления книги Максима Винарского «Евангелие от LUCA»

Рисунок 2. Из оглавления книги Максима Винарского «Евангелие от LUCA».

Начнется все с LUCA (Last Universal Common Ancestor, в переводе звучит как «Последний Универсальный Общий Предок), так уместно красующегося на обложке благодаря удачной игре слов. Но, конечно, он далеко не единственный герой, чьи привычки и, главное, тайны происхождения будут затронуты. На страницах можно найти и современных жгутиконосцев с трихоплаксом («Браки по расчету» — глава о возникновении эукариотической клетки и первых многоклеточных животных), и совсем уж фантастических галлюцигению и аномалокариса из далекого кембрия (глава «И гад морских подводный ход» — о тайнах кембрийского взрыва), и много кого еще.

Большое внимание в книге уделено работе ученых, вошедших в историю благодаря своему желанию разобраться в запутанной генеалогии всех животных на Земле. И это большой плюс — к науке всегда проще проникнуться чувством, когда она имеет лицо. Узнав чуть больше о таких мастодонтах, как Линней и Дарвин (глава «Холодным январским вечером в Уппсале»), возникает желание проследить, как менялись убеждения и подходы к работе ученых, идущих в авангарде этой области, на протяжении десятков лет.

Тут нужно сказать, что изучать эволюцию и с точки зрения палеонтологии, и с точки зрения геномики, да и вообще всячески, совсем непросто: работать часто приходится лишь с обрывками материала (рис. 3), а иногда никакого материала и вовсе нет, и тогда нужно изобретать велосипед — например, искать в геноме современных животных похожие участки, которые могли принадлежать их общим предкам. Большую помощь современным ученым в систематизации животных оказала эмбриология, и об этом тоже есть отдельная глава («Шкатулка с секретом»).

Остатки древнего семантора и его восстановленный облик

Рисунок 3. Остатки древнего семантора и его восстановленный облик.

иллюстрация из книги «Евангелие от LUCA», глава «Через горы времени»

В ней приоткрываются те механизмы, которыми пользуется эволюция, создавая новые виды или даже принципиально новые классы животных. Спойлер: это нарушения эмбриогенеза и мутации в ДНК (не последняя роль отводится мутациям, затрагивающим регуляторные последовательности, которые управляют реализацией информации, находящейся в геноме, и гены, ответственные за формирование организма на стадии эмбриона). Хотя и гибридизация вносит свой вклад (глава «В садах земных наслаждений»).

Последняя глава книги («Человек происходит от Дарвина») полностью отдана человеку и его месту на том обширном дереве, на ветках которого расположились все когда-либо существовавшие живые твари. Он сидит далеко не на самой высокой ветке, а приютился неподалеку от грибов, вместе с остальными многоклеточными животными, а родину свою ему следует искать в жаркой Африке.

Работа, проделанная Максимом Винарским, впечатляет. Прочитав эту книгу, хочется продолжения, а это прекрасный показатель качества литературного произведения, которым «Евангелие от LUCA» несомненно и является. Книга примечательна и тем, что будет интересна многим — от школьников старших классов до молодых ученых и всех, интересующихся биологией и эволюцией.