Манель Эстейер: «Я не моя ДНК. Генетика предполагает, эпигенетика располагает». Рецензия

Рецензии

Манель Эстейер. Я не моя ДНК. Генетика предполагает, эпигенетика располагает. Портал, 2020. — 224 с.

«Я не моя ДНК» — это научно-популярная книга с акцентом на здоровье человека о достаточно новой области науки — эпигенетике — от известного ученого в этой области. Автор объясняет основные понятия эпигенетики, рассказывает о проводимых исследованиях и показывает на примерах, что это означает для читателя: как эпигенетика влияет на здоровье человека, почему она может быть ответственна за многие заболевания, и как разрабатываются современные методы лечения на основании знаний в этой области.

Кому подойдет: Книга рассчитана на широкий круг читателей, но без базового понимания генетики будет непросто.

Манель Эстейер — директор программы биологии и эпигенетики рака в Институте биомедицинских исследований в Белвидже, руководитель группы эпигенетики рака, профессор генетики в Медицинской школе университета Барселоны, главный редактор журнала Epigenetics. Он автор множества книг, изданных на английском, испанском и каталанском языках, а на русском есть только одна — как раз та, о которой эта рецензия.

Издательство «Портал» в 2020 году перевело на русский язык научно-популярную книгу известного ученого, эксперта в области эпигенетики Манеля Эстейера «Я не моя ДНК». Изначально она была написана на каталанском языке; её оригинальное название — «No soy mi ADN. El origen de las enfermedades y cómo prevenirlas», дословно — «Я не моя ДНК. Происхождение заболеваний и способы их предотвращения». Это своего рода введение в эпигенетику для широкого круга читателей.

Книга состоит из двух основных частей. Первая часть — это двенадцать глав, которые иллюстрируют основные понятия, механизмы работы и открытия эпигенетики в виде историй. Например, есть главы с названиями «Хуан и Давид не такие уж одинаковые близнецы», «Эксперименты Второй мировой войны в Голландии. Чему нас научила голодная зима 1944 года», «Окружающая среда говорит с нашими генами, и иногда они прислушиваются». Лучше в них помогают разобраться помогают сноски, объясняющие основные понятия эпигенетики и генетики, которые встречаются в тексте.

Расскажем об этой части поподробнее. В первой главе («Хуан и Давид не такие уж одинаковые близнецы») говорится о жизни двух гипотетических братьев-близнецов, о том, как окружающая среда, питание, образ жизни могут, посредством эпигенетики, по-разному влиять на одинаковый генетический материал и привести к совершенно разному фенотипу. В этой истории один из близнецов прожил активную жизнь, второй же скончался от онкологии в достаточно молодом возрасте. История вымышленная, но автор приводит результаты настоящих научных исследований, показывающих, что не так много в ней вымысла и что образ жизни влияет на предрасположенность к заболеваниям. Это общеизвестный факт, но менее известно, что посредником такого влияния выступают эпигенетические механизмы. Это одна из основных мыслей книги, автор возвращается к ней в следующих главах, более подробно описывая такие механизмы. Также, в самом начале, автор обнадеживает читателей:

Эпигенетика — многообещающая наука как минимум потому, что здесь процессы действительно обратимы.

(Примечание — по сравнению с мутациями на уровне ДНК.)

Во второй главе под названием «Супер-Баффи возвращается в Голливуд» автор рассказывает о роли эпигенетики в процессе клонирования и о том, почему клон не будет в точности похож на оригинал. В третьей главе описываются последствия голода в Голландии 1944-1945 годов, которые отразились на детях и внуках участников этих событий.

Может показаться, что речь в книге идёт только о человеке, но это не так, есть и другие животные. Так, на примере грызунов агути и окраски их шерсти показано, как влияние внешней среды (а именно, питание) через эпигенетические изменения может регулировать гены и изменять фенотипические признаки, которые затем способны передаваться потомству. Другой пример показывает, что именно эпигенетика ответственна за распределение ролей в пчелином улье.

Также в виде историй автор рассказывает и известные науке факты о влиянии окружающей среды на организмы, их развитие, здоровье и болезни. В основном, в книге речь идет о механизме метилирования ДНК, но также кратко упоминается влияние некодирующих РНК и модификации гистонов.

У всех человеческих болезней есть эпигенетическая составляющая.

— утверждает автор.

Вторая часть книги — это словарь и небольшой учебник по механизмам эпигенетики для читателей, которые захотят подробней в них разобраться. Несколько глав иллюстрируют роль эпигенетики в различных заболеваниях: нейродегенеративных, сердечно-сосудистых и даже генетических. Да, как ни удивительно, некоторые редкие генетические (орфанные) заболевания имеют эпигенетическую составляющую. В частности, автор упоминает синдром Ретта:

Таким образом, синдром Ретта имеет двойное происхождение: с одной стороны генетическое, потому что возникает из-за инактивации мутировавшего гена, а с другой стороны эпигенетическое, так как потеря функции MeCP2 прерывает цепочки событий с момента метилирования ДНК... и гены, которые должны быть репрессированными, таковыми не являются.

И это, по-видимому, только начало:

Существует более пятисот генов, задействованных в становлении эпигенетических профилей, так что поле для исследований широчайшее...

Последние главы второй части автор отвел для работ в области своей экспертизы — роли эпигенетики в возникновении, развитии и лечении онкологических заболеваний.

По мере чтения текста сложность возрастает. Первые главы начинаются с интересных историй, а потом автор постепенно переходит к определениям, механизмам и молекулярным процессам. Ближе к концу, когда речь заходит о роли эпигенетики в онкологии и разработке методов лечения, текст становится более сложным. Здесь приходится обращаться к разделу с основами эпигенетики в конце книги. В последних главах автор уже не пытается увлечь читателя вымышленными историями, шутками или историческими примерами. Он очень серьезен и сразу переходит к делу:

В онкогенезе, то есть в формировании опухоли, эпигенетическая инактивация генов с помощью метилирования ДНК — такой же важный механизм, как и инактивация из-за мутации.

Нельзя пройти мимо того факта, что оригинал книги вышел в 2017 году, а обзор литературы оканчивается 2014 годом. Очевидно, что в ней рассказаны не самые свежие исследования в этой области, но всё же книга прекрасно подходит для того, чтобы познакомиться с эпигенетикой и увлечься этой областью.