Мартен и Стефан Бруярды: «Атомы науки. Химические соединения, электрический ток, простейшие механизмы». Рецензия

Мартен и Стефан Бруярды. «Атомы науки. Химические соединения, электрический ток, простейшие механизмы». «Пешком в Историю», 2021. — 72 с.

В новую книгу для детей от издательства «Пешком в историю» вошло три истории о мальчиках, решивших изучить непонятные явления окружающего мира с помощью экспериментов, которые каждый из нас легко может повторить дома.

Кому подойдет: детям (по оценке издательства 7+) с исследовательским подходом к миру.

Братья Мартен и Стефан Бруярды из Квебека, Канада, основали Les Neurones Atomiques в 2004 году. Под этим брендом выходят, например, различные «мастерские», где можно купить обучающий мастер-класс для детей 5–12 лет по конкретной научной теме, или «лабораторию», где для учителей составлены готовые планы наглядных опытов.

Как видно из описания миссии, главное для братьев Бруярдов — научный опыт и любопытство к окружающему миру. Часть Les Neurones Atomiques — это цикл книг, который на момент написания этой рецензии состоит из 10 публикаций, где девочки и мальчики исследуют мир (рис. 1). Издательство «Пешком в Историю» отобрало три из них и объединило под одну обложку.

Книга 1

Книга 6

Рисунок 1f. Книги серии Les Neurones Atomiques

Книга 7

Рисунок 1g. Книги серии Les Neurones Atomiques

Эта публикация посвящена трем довольно далеким друг от друга темам: химическим соединениям, электрическому току и простейшим механизмам. Почему были выбраны именно эти книги, не особо объединенные общей тематикой, остается загадкой. Далее мы будем говорить про «первую», «вторую» и «третью» книги, имея в виду разделение на части, как в оригинальной версии. Но самими авторами книги собраны в сборники иначе. В одном объединены «Электрическая батарейка», «Простые механизмы», «Полимеры», «Научный подход», а в другом — «Химические реакции», «Статическое электричество», «Круговорот воды» и «Воздух и атмосфера».

В каждой книге есть главный персонаж, который раскрывает научные загадки через самые обыденные явления.

В первой восьмилетний Женя оставил велосипед у забора на зиму, и тот заржавел. После исторического отступления про «треугольник огня» и Лавуазье, обрамленные портретами Дмитрия Менделеева и Марии Кюри, Женя осматривается вокруг, понимает, что ржавеют не все материалы, и проводит эксперимент. Затем авторы рассказывают, что такое химическая реакция, и предлагают еще несколько опытов.

Во второй книге Саша 10-ти лет захотел поменять батарейки в датчике дыма и решил разобраться, откуда в них электричество. За исторической сводкой про Луиджи Гальвани и его опыте с лягушками, почему-то снабженными надписью «га-адость,» и рассказом об Алессандро Вольта следует описание «вольтова столба» и рассказ об электричестве, напряжении, силе тока, последовательном и параллельном соединении батареек. Заканчивается история на экологической ноте — информацией про утилизацию батареек и аккумуляторах, которые можно использовать снова и снова. В качестве опытов предлагают реализовать классическое зажигание лампочки от картофеля.

Саша предполагает, что можно зажечь лампочку с помощью картофелины — природного электролита, ведь ее сок содержит растворенные соли и кислоты. Но нужны будут и другие элементы для выработки электрического тока: цинк и медь. Они будут электродами, и цинк сможет отдавать свои электроны меди. Пойдет ток, и лампочка загорится.

В третьей книге девятилетний Федя через игру на детской площадке с папой учится применять простые механизмы на практике. Исторический врез в этой книге повествует о Древнем Египте, строительстве пирамид с помощью рычагов, об Архимеде. Далее речь идет о силе, механическом преимуществе и как эти понятия окружают нас в повседневности.

А опыт заключается в подбрасывании пластилинового шарика с помощью самодельного рычага. Наконец, оставшимся видам простых механизмов — вороту, блоку, наклонной плоскости, винту, клину — выделено по развороту.

Для закрепления материала в конце каждой части есть список контрольных вопросов и словарик, где собраны все термины (в тексте они подчеркнуты красным).

Как и для большинства детских книг, важна в книге и иллюстративная часть. Рисунки Пьера Жирара (кстати, у него есть свой сайт и инстаграм) яркие, веселые, динамичные и оригинальные, хотя почему-то местами проскакивает призрак чудовища Франкенштейна (особенно в части про раствор и смесь) или кажется, что это более красочная версия иллюстраций Тима Бертона в духе «Трупа невесты» и «Франкенвини» (рис. 2 ниже)

Страница 1

Рисунок 2а. Избранные иллюстрации в книге «Атомы науки. Химические соединения, электрический ток, простейшие механизмы».

Страница 2

Рисунок 2b. Избранные иллюстрации в книге «Атомы науки. Химические соединения, электрический ток, простейшие механизмы».

Страница 3

Рисунок 2c. Избранные иллюстрации в книге «Атомы науки. Химические соединения, электрический ток, простейшие механизмы».

<
Страница 4

Рисунок 2d. Избранные иллюстрации в книге «Атомы науки. Химические соединения, электрический ток, простейшие механизмы».

Центральным в книге остается научный эксперимент. Все остальное — скорее теоретическая часть, подводящая к опыту. Более того, важно не только то, что ребенок делает эксперимент своими руками. Авторы обучают его искусству задавать правильные вопросы, ища научные объяснения происходящему вокруг. Так что книги наверняка будут полезны в качестве методички, где описаны «исследования», которые можно сделать юному ученому у себя дома.

С другой стороны, не все описанное в теоретической части корректно, полностью раскрыто или вообще понятно объяснено. Например, в тексте указано, что «лучше всего проводят ток золото, медь, железо и цинк», — куда из списка делись проводники-рекордсмены, такие как серебро и алюминий? Или то, что любой обелиск, согласно определению, данному в книге, должен быть изготовлен в Древнем Египте (как же тогда назвать все современные обелиски?), а определение электрона включает предложение «электрон /.../ производит ток»? Или будет ли понятна фраза «Химическая реакция происходит, когда между атомами и молекулами возникают или разрываются связи», когда про сами связи больше нигде речь не идет? Или, например, на картинке появляется надпись «нейтроны», а текст умалчивает, что это такое.

Наконец: минутка занудства о сексизме, что, возможно, относится именно к российскому переводу. Странно видеть обращение к читателю в книге только в мужском роде (например, «теперь ты понял...»), когда весь мир и так говорит о гендерном неравенстве в STEM и подобные пассажи было легко сказать гендерно нейтрально. Более того, в оригинальной серии Les Neurones Atomiques в некоторых книгах главные персонажи — девочки, но почему-то в издательстве отобрали три книги только с мальчиками.

В общем, если ребенку хочется удовлетворить свое любопытство и приобщиться к познаваемости мира, то этот сборник ему в этом поможет. Однако качественного учебника ему не заменить, и по теоретической части лучше консультироваться с другими источниками.