Николай Короновский: «Земля. Метеориты, вулканы, землетрясения». Рецензия

Рецензии

Николай Короновский. Земля. Метеориты, вулканы, землетрясения. — Фрязино: “Век 2”, 2014. — 176 с.

Порой уже при взгляде на название книги кажется, что автор попытался объять необъятное. И это очень настораживает. Эта ситуация может произойти при первой встрече и с данной книгой, но беспокойство здесь излишне — «Земля. Метеориты, вулканы, землетрясения» написана потрясающе доступным научным языком, полна фактов из разных областей знаний, но при этом автор знал чувство меры, и книга не оказалась перегруженной подробностями, которые, если откровенно говорить, интересны только учёным. Из неё вы узнаете не только о метеоритах, вулканах и землетрясениях, но также о человеческих цивилизациях, которые были затронуты этими явлениями неживой природы, о культуре, истории науки и многом-многом другом.

Для начала небольшой дисклеймер — на Биомолекуле обычно публикуются рецензии на книги о биологии, медицине и на связанные с ними темы. Но одна из прочтённых книг «не по теме» нам настолько понравилась, что мы решили рассказать и о ней. Здесь же появляется второй дисклеймер — в рецензии рассказано мнение обычного читателя, который не является экспертом в темах, которые обсуждаются в ходе повествования.

Эта рецензия — на книгу, в которой приятно сочетаются и научная составляющая, и популярная. И она — хороший пример настоящей научно-популярной книги, заставляющей поразмыслить над только что прочитанным, поискать дополнительную литературу (кстати, в конце приведён список таковой), поскорее рассказать другим о прочитанных фактах. Хочется её отложить (хотя не менее сильно хочется продолжать читать дальше) и, наконец, достать со шкафа свёрнутую в рулон, запылившуюся карту мира, поискать на ней вулканы, границы литосферных плит, и подумать, где же ещё могут располагаться чёрные курильщики и потенциальные эпицентры землетрясений.

Если хотите аналогий, то по стилю, способности заинтересовать читателя, буквально «заставить» его захотеть читать ещё и ещё на эту тему, книга очень напоминает научно-популярную литературу 1950–70-х годов. И это нужно понимать как комплимент. По охвату тем, лёгкому переходу с одной на другую (но при этом постоянному возвращению к основной линии повествования) книга похожа на «Космос» Карла Сагана. И это снова комплимент.

Смотреть на события с точки зрения сразу многих наук действительно приятно. Рассказывая о вулканах, автор параллельно, с использованием научной терминологии, приводит примеры извержений, говорит об их влиянии на цивилизации, на живой мир, на планету Земля.

В разделе про гибель Помпеи рассказано сразу и про то, что извержение Везувия произошло 24-25 августа 79 года н.э.; и про то, что мы владеем этим фактом из воспоминаний Плиния Младшего и Плиния Старшего; и немного об их судьбах (ведь понимание того, что они живые люди, а не просто исторические личности, даёт «почувствовать» историю ближе); и о том, как происходили раскопки, и каким образом геологический разрез вулканогенной толщи помог восстановить события.

При раскопках Помпеи щупами протыкают вулканогенную толщу и, если находят пустоты, — заливают их гипсом. Так были найдены следы людей, погибших при катастрофе. От них остались только пустоты, повторяющие форму тела.

В книге много фотографий вулканов, в том числе до, во время и после извержения; схем, которые помогают лучше понять текст; даже есть карты мира. Так что читатель, который лучше понимает и запоминает, глядя на картинки, будет доволен.

Книга будет интересна для всех, кто хочет узнать больше про заявленные в ней темы — метеориты, вулканы и землетрясения. И для того, чтобы получить пользу от прочтения, всё-таки необходим некоторый естественно-научный бэкграунд. Например, автору рецензии было достаточно просто читать книгу, имея высшее биологическое образование. В конце есть небольшой словарик, в котором приведены простые объяснения для многих терминов, способных ввести в задумчивость неподготовленного читателя. Но ещё она будет интересна и для тех, кто увлечён историей, культурологией и другими похожими дисциплинами, потому как автор затрагивает и их и объясняет влияние природы неживой на природу живую. И это завораживает!