Ольга Посух: «Микросупергерои. Самые-самые

Ольга Посух: «Микросупергерои. Самые-самые
самовосстанавливающиеся».
Рецензия

Рецензии

Ольга Посух. «Микросупергерои. Самые-самые самовосстанавливающиеся». М.: «Самокат», 2019. — 80 с. 205×260 мм. Вес: 477 г.

Вторая книга из серии комиксов Ольги Посух о Микросупергероях знакомит юных читателей сразу с тремя удивительными созданиями, которые могут отращивать себе конечности и даже новые тела, заживлять раны и собираться обратно из тысячи кусочков. И это не кликбейт, а самая что ни на есть правда! Не верите? Тогда читайте!

Кому подойдет: для учеников младших и средних классов школы для самостоятельного чтения, будет интересна и подросткам, и родителям.

Серия научно-популярных комиксов от биолога и прекрасного иллюстратора Ольги Посух (рис. 1) включает уже 4 книги:

Ольга Посух с первым комиксом серии — про тихоходок

Рисунок 1. Ольга Посух с первым комиксом серии — про тихоходок.

Сегодня речь пойдет о второй книге, где главными героями стали аксолотль, плоский червь планария и губка (рис. 2). Все трое — настоящие рекордсмены по части заживления ран и выращивания новых частей тела. И в комиксе Ольга рассказывает легко и непринужденно об их удивительных способностях. Понятно будет даже самым маленьким!

Аксолотль

Рисунок 2А. Аксолотль, частый обитатель террариумов.

Планария

Рисунок 2Б. Планарию при желании можно найти в ближайшем пруду.

Губки

Рисунок 2В. Губки бывают самых разных форм; в пресных водоемах чаще всего попадается губка бадяга.

Почти на каждой странице читателя ждут простые и забавные схемы (рис. 3), посвящrнные этим трrм организмам, но и текста книга не лишена, пусть его и немного. Здесь и места обитания микросупергероев, и история их изучения, и их строение, и особенности поведения.

Как растет планария

Рисунок 3. Кусочек планарии понимает, какие клетки отращивать, ориентируясь на концентрацию в ткани особенных молекул. С одной стороны преобладают молекулы «хвоста», а с другой — «головы».

иллюстрация Ольги Посух

Очень правильным мне показался дисклеймер, который автор дает юным биологам в конце книги. Пусть по ходу повествования животные теряют лапы, хвосты и даже все свое тело целиком, резать и обижать их в обычной жизни ни в коем случае нельзя! Об обитателях дикой природы нужно заботиться, а если уж изучать их, то только при необходимости. Кстати, пользу науке все они приносят немалую. Планарий ученые даже в космос запускали.

Единственное, за что можно покритиковать «Микросупергероев», так это за редкие недомолвки. Например, в части про аксолотлей упоминается, что отращивать новую лапу они могут максимум 5 раз. Но ничего не говорится о том, в чем причина такого ограничения, и относится ли оно к каждой лапе отдельно или ко всем лапам сразу. Но это все мелочи, ведь комиксы создаются, чтобы заинтересовать будущих исследователей, а не чтобы рассказать им все, что знаешь.