От атомов к древу (рецензия)

Рецензии

Сергей Ястребов. От атомов к древу: Введение в современную науку о жизни. М.: «Альпина нон-фикшн», 2018. — 704 с.

Всякий, кто всерьез изучал биологию, знает: невозможно её понять без знания химии, химию — без знания физики, а физику — без знания математики. И если где-то в этой цепочке у человека выпадает звено, то знания его будут покоиться на хлипком фундаменте: он не сможет понять многие вещи, а просто примет их на веру, как данность, — а это полностью противоречит научному подходу к жизни. Но с другой стороны, нельзя объять необъятное и изучить досконально все науки. Поэтому хочется иметь базовую книгу, которая собирала бы воедино все, что понадобится именно биологу. И вот наконец такая книга появилась. В том числе благодаря краудфандинговой кампании фонда «Эволюция».

Книга «От атомов к древу» — это огромный труд, потрясающий не столько числом страниц, не особенно привычным для научно-популярной литературы, сколько объемом информации, которую автор сумел в нем уместить. Сергей Ястребов охватил такое разнообразие тем, что даже их перечисление займёт немалую часть рецензии. Поэтому ограничимся и лишь скажем, что в ней подробно и понятно освещаются многие вопросы химии, физики, биологии, палеонтологии, геологии и других наук.

Цель книги, по словам автора, — дать самые фундаментальные основы, а своего идеального читателя он описывает как необразованного, но интересующегося. Но по мере чтения становится ясно, что ключевое слово здесь «интересующийся», и неподготовленному читателю все-таки будет несколько сложно. Хотя, будучи интересующимся, можно быстро восполнить пробелы в знаниях, например, прочитав несколько статей на сайте «Биомолекула». Пару слов автор замолвил и для подготовленных читателей, которым обязательно что-то да не понравится. Он с самого начала признаётся, что не успел в полном объеме покрыть обсуждаемые темы, и, разумеется, есть «скользкие» моменты, которые легко подметит критически настроенный читатель. Но «Предупрежден — значит вооружен», а значит, все придирки, которых не так уж много, можно смело списывать на недостаток страниц в книге.

Книга порядочно насыщена терминологией, но это не воспринимается в штыки, потому что сразу же за термином следует его объяснение. Вдобавок, в книге присутствует немало формул, но и их тоже не стоит бояться. Почти всегда они изображены на рисунках с понятными подписями, либо хорошо объяснены в тексте и не вызывают отторжения. А заметно украшают книгу многочисленные отсылки к работам и цитатам разных ученых, например, Ричарда Фейнмана, Феодосия Добржанского, писателей, философов, и даже к современным фильмам и сериалам. Благодаря этому она не получилась сухой книгой, посвященной лишь одной науке, и стала живее и многограннее.

В «От атомов к древу» есть несколько серьезных опечаток, например, при чтении страницы 100 нужно быть аккуратным, потому что у указанных в скобках чисел не вынесены в степень значения и написано 203 вместо 203. Черно-белые рисунки в книге хороши и уместны, но они не удобно расположены и часто находятся через несколько страниц после ссылки на них. Такие неудобства не сильно усложняют чтение, но в последующих тиражах хотелось бы, чтобы это исправили.

Книгу приятно читать, потому что каждая ее часть в свою очередь состоит из небольших озаглавленных подразделов, в которых раскрывается определенная тема. От этого не возникает ощущения, что на читателя разом сваливается огромный пласт информации. Автор пишет легким и приятным языком, и продираться сквозь текст не приходится. Сергей Ястребов активно использует аналогии и метафоры, шутит и общается с читателем как с другом, которому искренне хочет понятно объяснить интересные вещи. Иногда читателю на чем-то придется остановиться и поразмыслить, еще раз перечитать абзац, но это никак не относится к сложности языка, а лишь к сложности самой информации.

[...] фермент сукцинатдегидрогеназа захватывает молекулу янтарной кислоты (HOOC—CH2—CH2—COOH) и превращает ее в молекулу фумаровой кислоты (HOOC—CH==CH—COOH). Янтарная кислота при этом, как видим, теряет два атома водорода. Водород по-латыни “гидроген”, а “дегидрогеназа” — фермент, его отнимающий. Субстратом же этого фермента является янтарная кислота. В растворе она диссоциирует, и от нее остается анион, который называется сукцинатом. Таким образом, сукцинатдегидрогеназа — это фермент, отнимающий водород у сукцината.

Автор описывает не только известные вещи, но и подмечает детали и рассказывает о многих мелочах, которым обычно не уделяют внимания. Например, он объясняет причины серповидноклеточной анемии, не останавливаясь на мутации в гене, а выходя на новый уровень и рассказывая о ее последствии для белка:

Глутамат — аминокислота, боковая цепь которой несет отрицательный заряд, валин же нейтрален и гидрофобен. Если рядом окажутся два остатка глутамата, они будут отталкиваться. А если два остатка валина, то, наоборот, слипаться. В данном случае замена глутамата на валин приводит к тому, что слипаться начинают целые молекулы гемоглобина. А это деформирует красные кровяные клетки, в которых он содержится, и вызывает тяжелую болезнь — серповидноклеточную анемию. Именно таков ее молекулярный механизм.

Книга будет полезна любителям естественнонаучных дисциплин вне зависимости от возраста. Разве что читатель должен хотя бы немного разбираться в теме. В книге хорошо разобраны темы из школьного и университетского курсов, и остаётся только жалеть, что ее не было раньше, и радоваться за тех, кому книга пригодится во время учебы. А по прочтении, когда полученные знания пригодятся, чтобы продираться сквозь другую научно-популярную книгу, учебник или статью, еще не раз можно будет вспомнить «От атомов к древу» добрым словом.

«Биомолекула» предлагает вам также прочитать довольно объёмный отрывок из книги.