https://www.thermofisher.com/ru/ru/home/products-and-services/promotions/russia-promos.html?cid=PJT6312-WPR2373-russiapromos-FURL-0620-EU
Подписаться
Биомолекула

Озерова Дарья: «Медвежонок Варя и другие обитатели ярославского лесного края». Рецензия

Озерова Дарья: «Медвежонок Варя и другие обитатели ярославского лесного края». Рецензия

  • 96
  • 0,0
  • 1
  • 1
Добавить в избранное print
Рецензии

Озерова Дарья. Медвежонок Варя и другие обитатели ярославского лесного края. — Рыбинск: Цитата Плюс, 2019. — 96 с.

Эта детская книга о животных ярославских лесов представляет собой микс этолого-фенологических заметок и сказки. Её сюжетная канва — жизнь и дружба зверят под присмотром мудрого ворона. К сожалению, текст оставляет желать лучшего. Почему? Разберемся в рецензии, а заодно ответим на вопрос: что делать, если очень хочется написать детскую книгу про животных?

Оценка «Биомолекулы»

Качество и достоверность: 3/10
(0 — некачественно, 10 — очень качественно)

Лёгкость чтения: 9/10
(0 — очень сложно, 10 — легко)

Оригинальность: 3/10
(0 — похожих книг много, 10 — похожих книг нет)

Кому подойдет: читателю, который не предъявляет высоких требований к научно-популярной литературе для детей.

Прежде, чем что-то сказать, пропусти это через три сита. Через сито правды. Через сито пользы. И через сито доброты.

(Народная мудрость)

«Медвежонок Варя» по наполненности, скорее, зоологическая и даже этологическая книга: много терминов и фактов из поведенческой биологии зверей и птиц средней полосы России. По форме — это серия очерков о жизни лесных животных на протяжении четырех сезонов года. Поначалу научно-популярные, они — довольно неожиданно — связываются в сказочный сюжет. Центральные персонажи — детеныши медведя, лисицы, волка и барсука — знакомятся с мудрым вороном. И, с его помощью и самостоятельно, познают лес.

Несмотря на то, что это привычный приём для детской книги.

Автор — Озерова Дарья — не зоолог и не этолог, а историк и краевед. Само по себе это не является непреодолимым барьером к тому, чтобы писать книги о животных. Но результат вполне предсказуем. Книга полна фактических ошибок, фантазий, неточностей, неверных интерпретаций, ошибочных выводов, логических нарушений и ненужных упрощений. Даже беглый взгляд обязательно зацепится за «птицы, люди и животные»; за медведиц, которые планируют оставить себе пестуна в качестве няньки для полусибсов; за зайчих, которые обучают зайчат поджимать под себя лапки. Не избежал автор и ханжества. Добрый лес в книге — это лес, в котором хорошие зверята другими зверятами не питаются. Тут достаточно вспомнить Киплинга: лучшие авторские сказки кристально честны. Всё это означает, что сито правды книга не проходит. Что неудивительно — научного редактора у «Медвежонка Вари» не было.

Медведица не оставляет осознанно «няньку» для будущих малышей — это редкое и случайное явление. При определенных обстоятельствах детеныш-подросток может попытаться сблизиться с матерью после естественного расставания с ней во время гона. Иногда самка его принимает, и они вместе ложатся в берлогу. Крупный «пестун» после родов снова начинает сосать лактирующую мать. Младшие братья и сестры для него оказываются преградой и конкурентами на пути к соскам. Оттесняя новорожденных, старший медвежонок может придавать их. Редко кто из малышей доживает до весны в присутствии такой «няньки», а если и доживает, то как правило один и в истощенном состоянии. Подробнее см. Пажетнов В.С., Колчин С.А. Социальное поведение медведей: медведь-пестун // Биология в школе. — 2015. — № 4. — С. 13-20.

Распространённое заблуждение — считать, что самки чему-то учат своих детёнышей. Видов, у которых наблюдают целенаправленное обучение потомства, не так уж и много (среди них — некоторые приматы и врановые). По большей же части самки создают среду для развития детенышей. А детеныши учатся сами, в том числе — у видов с развитыми когнитивными способностями — посредством наблюдения за матерью. В случае же зайцев (видимо, автор имеет в виду русака и беляка) поджимание лапок — вообще не про обучение. Это врожденная реакция комплекса затаивания, которая в норме включится и у зайчонка, выращенного без матери.

Что же с ситом пользы? Писать о поведении животных — это не только описывать их повадки. А прежде всего говорить об эволюционной логике. При этом в детской книге — вовсе не обязательно напрямую. Достаточно показать, как всё интересно и сложно устроено; почему и зачем так может быть: то есть помогать развивать читателю наблюдательность, удивлять его. Здесь же этого почти нет. Вероятно, из-за того, что автор поверхностно знаком с видами, о которых пишет.

На всё вышеперечисленное можно было бы закрыть глаза, если бы был «вау-эффект». Но книга и в литературном плане, и в искусствоведческом — обычная и, скорее всего, большинство читателей никак не заденет и не тронет. Правда, и не навредит. Хотя...

Проходит ли она сито доброты? Ведь автор, на первый взгляд, с любовью повествует нам о милых зверушках из ярославских лесов? Думается, что тоже нет. И вот почему.

Всё, что касается животных, видится обывателям очень простым. В зоопарке любой становится экспертом. «Не знаю» или «может быть» у случайных наблюдателей не в ходу. Почти каждая фраза здесь звучит утвердительно и уверенно. А уж если рядом дети и внуки — авторитет в их глазах терять никак нельзя!

Не-зоологам и говорить о животных гораздо проще. Достаточно пробежаться по первым попавшимся ссылкам из поисковика и уже кажется, что в знаниях превзошел всех кандидатов наук вместе взятых. Пора писать книгу! К сожалению, в таких текстах непознаваемый мир миллионов живых существ остается плоским, лишенным глубины и сложности. А сами существа превращаются в некие подобия туповатых людей. Может, в этом упрощении — и есть причина того, что мы истребляем планету, которую не знаем, и будто в насмешку стремимся на Марс?

К сожалению, «Медвежонок Варя» — обычное явление на книжном рынке. Чаще всего такие книги печатаются либо в региональных издательствах, где ниже уровень проверки качества, либо в издательствах-гигантах, которые рассчитаны на массового покупателя.

Хочется суммировать пожелания к будущим авторам, берущимся за написание околозоологических текстов для детей.

  1. Детская научно-популярная литература — это не низкий жанр. Рассказать что-то непростое ребёнку — всегда высший пилотаж.
  2. Нужно понимать, что совмещать «научпоп» и сказку в одном произведении — как ходить по тонкому льду. Требования к таким опусам со стороны профессионалов не уменьшаются, а, напротив, увеличиваются. Поэтому придётся быть не просто рассказчиком, а талантливым рассказчиком, — чтобы тем самым сгладить неминуемые упрощения и спекуляции.
  3. Зоология и науки о поведении постоянно развиваются. Если вы не специалист по конкретному виду — обратитесь к специалисту. И не к тому, кто знаком с ним только по учебнику, наспех проглоченному перед сессией в годах эдак 90-х. А к тому, кто занимается этим видом здесь и сейчас и сможет отделить зёрна от плевел.
  4. Если вам не хватает литературного таланта, объединяйтесь в тандем с тем, у кого он есть.
  5. И напоследок. Не пытайтесь охватить всё сразу. Лучше написать об одном виде, чем о десятке и тем более пытаться обрисовывать их экологические связи. Это болото, в котором вы, вполне вероятно, и утонете.
https://www.dia-m.ru/news/programma-vebinarov-i-meropriyatiy-diaem/

Комментарии