https://extendedlab.ru/?utm_source=utm_source%3Dbiomolecula.ru&utm_medium=utm_medium%3Dbanner&utm_campaign=utm_campaign%3Dbiomolecula&utm_content=utm_content%3Dperehod_ot_biomolekula&utm_term=utm_term%3Dbiomolecula
Подписаться
Биомолекула

Петр Волцит: «География: физика, биология, экономика». Рецензия

Петр Волцит: «География: физика, биология, экономика». Рецензия

  • 34
  • 0,0
  • 0
  • 0
Добавить в избранное print
Рецензии

Петр Волцит. «География: физика, биология, экономика». М.: «Пешком в историю», 2024. — 96 c.

Книг о географии, то есть о том, как устроена поверхность Земли и что на ней происходит, можно найти много. Одни из них рассказывают о биоценозах, другие — об истории и эволюции планеты, третьи — о природно-общественных геосистемах. Всё это разные стороны одной большой науки, и рассказ географа всегда зависит от того, чем он увлекается и что конкретно изучает, а еще — от его способности задаваться неожиданными вопросами. Именно в этом преуспел Петр Волцит, подарив нам свою новую книгу, где почти каждая страница — открытие и возможность взглянуть на мир под новым углом.

Оценка «Биомолекулы»

Качество и достоверность: 10/10
(0 — некачественно, 10 — очень качественно)

Легкость чтения: 7/10
(0 — очень сложно, 10 — легко)

Оригинальность: 8/10
(0 — похожих книг много, 10 — похожих книг нет)

Кому подойдет: ученикам средних и старших классов школы, а также всем, кто интересуется окружающим миром.

В издательстве «Пешком в историю» вышло уже три книги школьного учителя и просветителя Петра Волцита, которые можно объединить в цикл. Все они посвящены какой-то науке или ее области, у всех трех похожий формат. Это:

Первая и третья при этом входят в серию «Мир вокруг нас», а про книгу о металлах на «Биомолекуле» уже опубликована отдельная рецензия.

Теперь же пришло время окунуться вместе с автором в мир географии, который в его книге играет новыми красками и совсем не похож на типичные учебники. Вместо того, чтобы разделять повествование по регионам или по темам, последовательно рассказывая про климат, биоразнообразие и то, как человек распоряжается земельными и другими ресурсами, Петр Волцит просто отвечает на, казалось бы, довольно узкие и неочевидные вопросы, ответы на которые раскрывают много интересного и касаются в том числе базовых законов физики и биологии.

Текст книги, таким образом, разбит на несколько разделов: «Почему?», «Где?», «Как?», «Что?» и «Что?!». Восклицательный знак в последнем случае означает удивление, которое должен испытать читатель, ведь в заключительной части «Географии» ему расскажут о свежайших открытиях и гипотезах, которые в корне меняют давно сложившееся представление о существовании Земли на протяжении миллионов лет и о том, кто (а главное — где) на ней жил. В других же разделах речь пойдет о самых разных вещах, включая механизмы формирования ветров, морских течений и зон влажного и засушливого климата, описание самых высоких гор и самых густых лесов, правила жизни в степи и тундре и так далее. На «Дзен» у «Пешком в историю» выходила небольшая статья с подборкой занимательных фактов, которые описаны в их новинке.

Львиную долю разворотов книги Петр Волцит посвятил тому, как человек влияет на внешний вид нашей планеты и на жизнь всех ее обитателей. Например, он пишет о том, как люди изменили климат Австралии на более засушливый, сжигая леса, и завезли множество инвазивных видов, вытеснивших те растения и животные, которые были для региона родными (рис. 1).

Иллюстрация из книги

Рисунок 1. Иллюстрация из книги.

Очень интересен и другой пример недальновидного использования природного ресурса, а именно — фосфоритов, ценных минералов, подходящих для производства фосфорных удобрений. Люди на острове Науру в Микронезии фактически срыли собственную землю в погоне за легкой прибылью (рис. 2). Но когда удобрения были проданы, государство пришло в сильный упадок. Люди остались и без денег, и без плодородной почвы, на которой можно заниматься земледелием. Эта история стала настоящим символом человеческого неблагоразумия. О том, как сейчас живут на Науру, на YouTube можно найти немало роликов.

Иллюстрация из книги

Рисунок 2. Иллюстрация из книги.

Наконец, завершает свой рассказ автор настоящей бомбой — ни много ни мало доказательствами того, что никаких ледниковых периодов, которые мы все изучали, будучи школьниками, не было. А что было? Читайте «Географию» — и узнаете!

Комментарии