Ребекка Рэгг Сайкс: «Родня: Жизнь, любовь, искусство и смерть неандертальцев». Рецензия
13 мая 2023
Ребекка Рэгг Сайкс: «Родня: Жизнь, любовь, искусство и смерть неандертальцев». Рецензия
- 214
- 0
- 0
-
Автор
-
Редактор
Автору удалось соединить сотни научных исследований в единое увлекательное повествование. Хотя книги о неандертальцах появляются регулярно, кажется, никому ранее не удавалось создать столь объемный портрет этого вымершего вида людей. Прибегая к богатому фактическому материалу, накопленному современной археологией, Рэгг Сайкс опрокидывает большинство стереотипов и домыслов, окружающих существование неандертальцев. Это умная и страстно написанная книга, проникнутая любовью к нашим исчезнувшим «кузенам», но также наталкивающая на размышления и о нас самих.
Оценка «Биомолекулы»
Качество и достоверность: 10/10
(0 — некачественно, 10 — очень качественно)
Легкость чтения: 9/10
(0 — очень сложно, 10 — легко)
Оригинальность: 10/10
(0 — похожих книг много, 10 — похожих книг нет)
Кому подойдет: эту книгу стоит прочитать любому, вне зависимости от того, интересуетесь ли вы историей человечества или нет.
Даже в 21 веке «неандерталец» остается именем нарицательным. Если вас назвали неандертальцем — значит, оскорбили, без вариантов. Карикатурный образ этих гомининов взращивался в человеческой культуре десятилетиями. Неандертальцы просто обязаны во всем уступать человеку, потому что они не люди. Примечательно, как в середине прошлого века известный палеохудожник Зденек Буриан изображал сцену охоты на пещерного медведя у людей и неандертальцев.
В то время как последние «трусливо» сбрасывают на медведя камни со скалы, сильный и благородный человеческий охотник, презрев страх, голыми руками вцепился в пасть огромного зверя. Какой разительный контраст! Но это не научная реконструкция. Художник и его консультант, Йозеф Аугуста, хотели видеть прошлое именно таким по идеологическим соображениям, ведь наш вид исключителен! Ричард Докинз называет это «видовым шовинизмом», или «видизмом». Кстати, Буриан, кажется, сам того не желая, изобразил людей как скопище суицидальных идиотов, зато в поведении неандертальцев мы видим стратегию и тактику. Такая вот ирония. Бороться с видизмом в отношении неандертальцев можно только языком фактов, коих у современной археологии накопилось немало. Именно такую цель ставила перед собой Ребекка Рэгг Сайкс — показать жизнь неандертальцев во всей доступной полноте, чтобы мы поняли: «это не жалкие неудачники с засохшей ветви генеалогического древа, а невероятно приспособленные и даже успешные наши дальние родственники».
Многие книги о неандетальцах грешат некоторой однобокостью. Например, недавняя книга Клайва Финлейсона «Умный неандерталец» почти исключительно сконцентрирована на теме взаимоотношения неандертальцев и птиц в районе Гибралтара. Интересно, но все же... Рэгг Сайкс пошла по иному пути — она создала масштабное полотно, охватив историю открытия неандертальцев, их место в эволюции гоминин, условия, в которых они обитали, особенности морфологии, роста и питания, технологии, жилища, миграции и социальную структуру, культуру, погребальные практики и взаимоотношения с нашим видом. Столь монументальный труд, разумеется, не скучная монография, созданная археологом для археологов. Книга доступно написана и предлагает читателям увлекательное интеллектуальное путешествие. Автор демонстрирует не только хорошее знание области, в которой работает, но и исключительную любовь к объекту своего исследования.
К чести Рэгг Сайкс, она старается сохранять непредвзятость и не ударяется в необоснованные спекуляции, что снова выдает в ней профессионала. Но местами, кажется, она проявляет даже излишнюю осторожность. В частности, при анализе эмоциональной жизни или погребальных практик неандертальцев Рэгг Сайкс часто обращается к опыту наблюдений за шимпанзе и бонобо, заключая, что «эмоциональные связи у неандертальцев, несомненно, были не менее глубокими, чем у обезьян». Выглядит это несколько странно. Скажем, ритуальный каннибализм неандертальцев было бы логично сравнивать с похожими же практиками, имеющими место среди человеческих племен. В конце концов, неандертальцы и человек эволюционно равноудалены от шимпанзе. Вместе с тем, параллели между нашими видами столь сильны, что сравнение неандертальцев с людьми напрашивается само собой.
Книга таит немало сюрпризов даже для читателей, интересующихся историей человеческой эволюции. Повторяя Криса Стрингера, можно сказать, что кости и камни — это отличные рассказчики, главное — знать, как прочитать их послания. Современная археология научилась извлекать из добываемого материала максимум информации. Это позволяет проникать в тонкости неандертальской технологии и быта с беспрецедентной полнотой. Методом обратной сборки исследователи даже восстанавливают перемещение предметов внутри одного контекста. Можно буквально увидеть, как неандертальцы работали. Читая книгу, поражаешься разнообразию и сложности неандертальской материальной культуры. Уже одного этого достаточно, чтобы выбросить из головы любую мысль об интеллектуальной ущербности неандертальцев. «Живучий миф, что неандертальские технологии застряли в этаком когнитивном болоте, столкнувшись с препятствием в виде умов, неспособных к новациям, является ложью» — пишет Рэгг Сайкс. На протяжении всей книги мы видим следы культурной эволюции неандертальцев. Чрезвычайно красноречивым, например, является использование неандертальцами составных орудий. Да-да, именно, так. Составные орудия обычно приписываются Homo sapiens, но это не было ноу-хау нашего вида. Составные орудия являются и результатом, и двигателем когнитивных преобразований, поскольку, как пишет автор, «изготовлены из материалов, соединяющих пространство и время, [...] и обладают уникальной способностью — работать в качестве мощной мнемоники, расширяющей горизонты памяти и воображения». Кроме того, неандертальцы делали разные вещи в разных местах и под разные задачи, перемещаясь на большие расстояния и, очевидно, обладали незаурядными знаниями о геологии обширных регионов . Не менее ярким подтверждением сложного абстрактного мышления неандертальцев является рассказ автора о сооружении из сталагмитов в пещере Брюникель, созданных более 174 000 лет назад!
После этого читать упомянутую книгу Клайва Финлейсона даже как-то смешно. Автор зачем-то спорит с устаревшими представлениями тридцатилетней давности, чтобы доказать наличие развитого интеллекта неандертальцев. Для этого ему приходится опустить интеллектуальную планку наших «кузенов» до уровня плинтуса и гордо утверждать, что раз неандерталец мог подкрасться к птице и поймать ее, то он, безусловно, умница. В свете написанного Рэгг Сайкс, подобный портрет неандертальца выглядит каким-то унизительным.
Книга, еще раз повторю — это целая шкатулка с удивительными фактами, элегантно связанными нарративом о высокоразвитости и успешности неандертальцев. Вызывающая формулировка «раз они были такие умные, то почему вымерли?» также не имеет простого ответа. Как показывает Рэгг Сайкс, появление наших предков на европейском континенте не было бесконечной историей успеха. По сути, образ быстрых и смелых, ловких, умелых Homo sapiens, пришедших и вытеснивших неандертальцев — это тоже миф. Как вытекает из книги, неандертальцы были успешным видом, пережившим несколько ледниковых эпох и межледниковий, и факт их угасания и гибели служит нам, людям, уроком. Как метко написала Рэгг Сайкс: «... неандертальцы всегда были воплощением полностью „иных“ существ, тенями в зеркалах. Увидеть их — значит уловить отражение всего спектра наших надежд и страхов не только за их судьбу, но и за нашу собственную».
Книга Рэгг Сайкс блестяще справляется со всеми своими задачами. Самая главная — дать ясное понимание того, что неандертальцы ничуть не хуже людей, они просто другие. Мы с ними всего лишь две «расходящиеся линии человеческого бытия», такие разные и такие похожие. Осознание этого хорошо сбивает спесь видизма и даже наполняет сердце светлой грустью по нашей исчезнувшей родне.