Рейчел Игнотофски: «Женщины в науке. 50 бесстрашных женщин, изменивших мир». Рецензия
21 декабря 2019
Рейчел Игнотофски: «Женщины в науке. 50 бесстрашных женщин, изменивших мир». Рецензия
- 362
- 0
- 0
-
Автор
-
Редакторы
Темы
Прекрасно иллюстрированная книга «Женщины в науке. 50 бесстрашных женщин, изменивших мир», вышедшая в издательстве Бомбора, посвящена описанию вклада пятидесяти женщин-первопроходцев в области естественных наук, технологии, инженерии и математики, которые на Западе обозначаются аббревиатурой STEM (science, technology, engineering, and mathematics), от древности до наших дней. Рейчел Игнотофски надеется, что книга вдохновит женщин смелее реализовывать свои мечты.
Оценка «Биомолекулы»
Качество и достоверность: 7/10
(0 — некачественно, 10 — очень качественно)
Лёгкость чтения: 7/10
(0 — очень сложно, 10 — легко)
Оригинальность: 7/10
(0 — похожих книг много, 10 — похожих книг нет)
Кому подойдет: всем, кто хочет прочитать про женщин-ученых
Книга рассчитана в основном на юных читателей и является очень привлекательным пособием, которое в наглядной форме и обучает, и агитирует. Достаточно сказать, что в самом конце, где приведена краткая подборка ряда выдающихся женщин-учёных, для рассказа о которых не хватило места в основной части, оставлен пустой силуэт с надписью: «Следующим великим ученым можете стать вы!». Мотивирует? Вполне. Но стоит ли автору вести столь настойчивую пропаганду? Кажется, что сейчас для женщин открыты все двери, и их представительство в науке, как и в других сферах, весьма значительно. Но не спешите с выводами. Да, в некоторых странах доля женщин в науке достигает 50% (или немногим выше), т.е. достигнут очевидный паритет, но если взглянуть на область STEM, то здесь мы обнаружим заметный гендерный разрыв.
Если верить докладу по науке ЮНЕСКО (UNESCO Science Report: towards 2030), опубликованному в 2015 году, то в Канаде, США и Германии лишь 19% женщин занято в инженерной сфере, а в Японии их всего 5%. Тот же доклад отмечает снижение доли женщин на стадии получения третичного высшего образования, т.е. Ph.D (или кандидатской степени в нашей стране). А до работы в статусе научного сотрудника их добирается и того меньше. До сих пор для женщин существует «стеклянный потолок», который нечасто даёт им возможность занимать руководящие должности в научных и высших учебных учреждениях. Например, в ЕС в 2010 году только 16% научных институтов и 10% университетов находились под руководством женщин. По России такой статистики нет, но маловероятно, что вам придёт в голову целая россыпь имён женщин-директоров отечественных вузов и институтов. Игнотофски в своей книге также даёт небольшие статистические выкладки по вышеуказанным вопросам, и поэтому у неё есть все основания привлекать внимание к данной проблеме.
Первичным и вторичным высшим образованием, соответственно, являются степени бакалавра и магистра.
Многие героини книги Рейчел Игнотофски на своём пути к успеху встречались с сексизмом или расизмом, или и с тем и с другим. В большинстве своём это истории «преодоления», и они очень вдохновляют. В самом деле, после прочтения о психологе Мами Фипс Кларк, которая на своём опыте ощутила все «прелести» расовой сегрегации, или о Рите Леви-Монтальчини, которая из-за антисемитских законов во время войны вынуждена была заниматься эмбриологией у себя в спальне, и историй других женщин, которых не пускали в вузы, не давали финансирование, не принимали всерьёз, игнорировали и недооценивали, для юного читателя трудности, встающие на пути, уже не будут казаться непреодолимыми.
Если великолепные, озорные иллюстрации и мощный вдохновляющий посыл оставляют исключительно положительное впечатление, то к содержательной стороне имеются определённые вопросы. Конечно, ни в коем случае не стоит рассматривать книгу Игнотофски как биографический справочник. Если вам нужно в трёхстах словах рассказать о жизни и трудах великого учёного, поверхностность изложения — это неизбежное зло. Конечно, порой и трёх сотен слов достаточно, чтобы дать герою должную эмоциональную окраску и показать его главные достижения. Но не везде у Игнотофски правильно расставлены акценты. Например, в главе, посвящённой Элизабет Блэкуэлл (первая женщина-доктор медицины в США), акцент сделан не на её общественную и реформаторскую деятельность в области медицинского образования для женщин, а на революционизации в области гигиены. Хотя Блэкуэлл не верила в прививки, вакцины и микробов, в своих эссе утверждая, что корень всех болезней — в моральных проблемах, лучшим средством от которых является христианская мораль. Если уж на то пошло, то революционным преобразованиям в гигиене и санитарии мы обязаны Флоренс Найтингейл, подвижничество которой спасло тысячи жизней на полях сражений Крымской войны, а потом и за их пределами, и основано было на применении статистических методов. Но для этой «матери» медицинской статистики и поистине легендарной женщины в книге Игнотофски не нашлось места.
Местами для создания драматической атмосферы автор берёт на вооружение сомнительные факты. Например, в главе про Розалинд Франклин рассказывается о растиражированных её подругой и биографом Энн Сэйр домыслах о сопровождавшем ту удушающем сексизме. «Отец хотел, чтобы она нашла себе дело, достойное, по его мнению, настоящей леди. Он неодобрительно относился к учебе женщин в университетах», — пишет Игнотофски о Франклин. Но это не более чем миф, давно опровергнутый сестрой Франклин. Про «ядовитую рабочую атмосферу Королевского колледжа» и «злобные, неприличные комментарии» Уотсона, тоже можно серьёзно возразить. Ещё полвека назад обычный рабочий конфликт был ловко обёрнут в оболочку из сексизма и стал своеобразной притчей во языцех. Досадно, что Игнотофски пошла по пути наименьшего сопротивления и просто воспроизвела плоды мифотворчества. Тем более, что есть другие, настоящие примеры несправедливости по отношению к женщинам. Поскольку в книге затронуты вопросы не только и не столько научного поиска, сколько преодоления неравноправия, в тексте можно почувствовать лёгкие нотки постправды, когда эмоциональная оценка и личные убеждения довлеют над фактами. Но, учитывая специфику поднимаемых проблем, это неизбежно. Вообще, если верить Ною Ювалю Харари, люди по-другому никогда и ничего не воспринимали. На самом деле, кажется, что в ярких эмоциях и идеологической составляющей как раз и заключается сила этой книги.
Уже из сказанного в данной рецензии становится очевидно, что за весёлыми иллюстрациями, талантливо созданными Рейчел Игнотофски, скрывается совсем нетривиальная детская книга. Ребёнка она вдохновит, а взрослого заставит призадуматься о проблемах неравноправия. Книги, которые заставляют думать, хороши по определению. Книги, которые, помимо этого, ещё и вдохновляют, хороши вдвойне.