Рецензия на книгу «Почему E=mc2

Рецензии

Введение от авторов: «Эта книга поможет понять теорию относительности и проникнуть в смысл самого известного в мире уравнения. Своей теорией пространства и времени Эйнштейн заложил фундамент, на котором зиждется вся современная физика. Пытаясь постичь природу, физики и сегодня создают теории, которые иногда в корне меняют нашу жизнь. О том, как они это делают, рассказывается в этой книге. Книга будет полезна всем, кто интересуется устройством мира».

Книга «Почему E=mc2? И почему нас это должно волновать» издательства «Манн, Иванов и Фербер» написана физиками профессорами Манчестерского университета Брайаном Коксом и Джеффом Форшоу. На ее страницах авторы рассказывают про связь между временем и пространством, между энергией и массой. Помогают осознать теорию относительности Эйнштейна и красоту устройства вселенной, а также объясняют, почему вы не догоните лучик от фонарика.

Книга «Почему E=mc2? И почему нас это должно волновать» издательства «Манн, Иванов и Фербер» рассказывает читателю о том, как появилось на свет знаменитое уравнение Эйнштейна, и какой смысл за ним стоит. На самом деле, вы в ней найдете не столько историю про уравнение, сколько про вселенную. Каждый из нас наблюдает мир из своего окошка; книга Кокса и Форшоу — это возможность посмотреть на окружающую действительность глазами физика, не имея специального образования. И увиденное удивительно красиво! Авторы не предполагают наличия у читателя предварительных знаний и изо всех сил избегают математических формул. Тем не менее, их основная цель дать научное объяснение рассматриваемым вопросам, настоящее и полное, хотя и популярным языком.

Книга начинается с разрушения некой «стандартной» картины мира, основанной на нашем интуитивном восприятии реальности. Читателю объясняют, что нет абсолютного времени, нет абсолютного пространства. Вы знали, например, что время на Земле и на орбите спутников движется с разной скоростью? К счастью, инженеры об этом осведомлены и учитывают такие неочевидные вещи. Только поэтому наши навигаторы в машинах работают с погрешностью до нескольких метров, а не километров. После прочтения первых глав «Почему E=mc2?» становится понятно, что имеют в виду физики, говоря об относительности времени и пространства, и как Эйнштейн к этому пришел. Далее, по ходу изложения, рассматриваются и другие аспекты устройства мира, такие как энергия и масса и, конечно, связь между ними. В конце авторы дают читателю понимание общей теории относительности Эйнштейна.

Стоит ли бояться математики, приступая к прочтению? Ведь, что ни говори, а формула есть уже в названии! Ответ на этот вопрос — однозначно не стоит. Авторы делают все для людей с гуманитарным складом ума. Они не используют для объяснений ничего сложнее теоремы Пифагора, да и эту теорему сначала подробно разбирают и записывают смайликами. О приближении каких-либо рассуждений, основанных на математике, читателя предупреждают заранее, долго уговаривают его не выбрасывать книжку, на крайний случай даже ориентируют, сколько абзацев ниже нужно пропустить, чтобы совсем не столкнуться со страшными плюсами и минусами.

Конечно, это книга не для физиков, она для всех остальных. Пожалуй, данное издание может оказаться очень полезным для людей, заканчивающих среднее образование и размышляющих над серьезным вопросом — что делать дальше. Стать ли философом или спортсменом, экономистом или физиком. «Почему E=mc2?» дает отличное от школьного представление о мире физиков и очевидно более правильное. Мало того, на страницах книги в огороды учителей камни летят с завидной регулярностью.

В целом, текст написан очень понятно, абсолютное большинство явлений объясняется на примерах, авторы рисуют много мысленных картин и разбирают конкретные ситуации. Возможно, самой непонятной главой станет седьмая — «происхождение массы». Дело в том, что в ней разбирается стандартная модель физики элементарных частиц. При изложении данного материала авторы немного отходят от стратегии медленного и очень подробного объяснения. После прочтения не остается четкого понимания, откуда получилось центральное уравнение, почему оно именно такое. Стоит отметить, что авторы и не ставили себе такую задачу. Но окончательно избалованный первыми главами читатель будет несколько удивлен. Тем не менее, прочтение седьмой главы оставляет за собой некое общее понимание происходящего и полный восторг от того, сколько процессов во вселенной можно описать с помощью одного (!) уравнения.

Интересующимся историей науки может оказаться полезным знать, что, когда авторы писали книгу, еще не был экспериментально обнаружен бозон Хиггса, но уже было готово оборудование для этого. И на страницах замерло ожидание открытия. Есть и советы по навигации для любителей космических путешествий. Как вам нравится, что можно долететь до ближайшей галактики — туманности Андромеды — за 50 лет? Правда лететь придется примерно со скоростью света. За 100 лет можно слетать туда-обратно, но при этом на Земле пройдет 6 миллионов лет! В целом, почитать книгу стоит. Физикам будет страшно скучно, но многим людям других профессий, думаю, интересно.

К вопросу о том, почему нас это должно волновать — цитата о пользе фундаментальной науки: «Наукой движет пытливый ум, наделенный даром мечтать, в сочетании с техническими возможностями и дисциплиной мышления. Если бы общество времен Эйнштейна пришло к выводу, что ему необходим новый источник энергии для удовлетворения нужд граждан, то невозможно даже представить, что некий просвещённый политик для решения этой проблемы направил бы общественные фонды на изучение пространства и времени. Но, как мы увидели, именно этот путь привел к открытию уравнения E=mc2 и обеспечил возможность высвободить энергию атомного ядра. На основании простейших идей (что скорость пучка света — это одинаковая абсолютно для всех величина) был открыт настоящий клад. „На основании простейших идей...“ Если бы нужно было написать эпитафию величайшим научным достижениям, она начиналась бы именно с этих слов».

сайт forfar.ru