SciNat за август 2019 #1: завоевание Китая технологией CRISPR, «одичавшие» лабораторные мыши и вакцина против РС-вируса

На обложке нового номера журнала Science изображен росток томата, чей сорт ученым из Китая при помощи технологии CRISPR удалось защитить от болезнетворных бактерий. — China's CRISPR revolution.

В новых номерах авторитетных научных журналов вышло сразу несколько статей, посвященных микробиому. Кроме того, на этой неделе вы сможете прочитать об активном применении технологии CRISPR в Китае, влиянии ограничения потребления метионина на опухолевый рост, эволюции трансмиссивной венерической опухоли собак (СTVT) и успехах, достигнутых в разработке вакцины против респираторно-синцитиального вируса.

Nature #572 (7767) + онлайны: прогнозирование острой почечной недостаточности, «самозащита» растений от избытка солей и диетотерапия рака

• Нейробиология. Удалось выяснить, что менингеальные лимфатические сосуды, расположенные у основания черепа мыши, имеют клапаны, позволяющие отводить жидкость, белки и макромолекулы из ЦНС в периферическую лимфатическую систему. С возрастом функция этих сосудов нарушается, что, как считают ученые, может способствовать развитию неврологических заболеваний, связанных со старением. — Meningeal lymphatic vessels at the skull base drain cerebrospinal fluid, Lymphatic vessels at the base of the mouse brain provide direct drainage to the periphery.
  • Медицина. С помощью метода глубокого обучения исследователи научились прогнозировать риск осложнений у пациентов. В качестве примера они взяли острую почечную недостаточность и разработали модель, которая основана на обработке медицинских карт 703782 взрослых пациентов, наблюдавшихся в 172 стационарах и на 1062 амбулаторных участках. Прогноз острой почечной недостаточности оказался правдивым в 55,8% случаев у стационарных больных и в 90,2% у амбулаторных, правда на каждый верный прогноз приходилось два ложных. — A clinically applicable approach to continuous prediction of future acute kidney injury, Deep learning detects impending organ injury in the clinic.
  • Молекулярка. Нейротензиновый рецептор 1 (NTSR1) — это связанный с G-белком рецептор (GPCR), который играет важную роль в регуляции артериального давления, температуры тела и реакции на боль. Удалось определить две конформации рецептора в комплексе с G-белком — каноническую и неканоническую. Первая предполагает, что нуклеотид-связывающий карман принимает более гибкие конформации, что способствует обмену нуклеотидами. Во втором случае (NTSR1) имеет активные и неактивные конформации, что может представлять промежуточную форму активации G-белка. Совокупность данных дает понимание сложности путей активации G-белка. — Conformational transitions of a neurotensin receptor 1—Gi1 complex.
  • Молекулярка. Избыток солей в почве губителен для растений. Оказалось, что сфинголипид гликозилинозитолфосфорилцерамид (GIPC), расположенный на поверхности клеток растений, способствует распознаванию хлорида натрия и повышению в цитозоле концентрации Са2+, активирующего антипортер Na+/H+ для удаления Na+. Этот механизм может подразумевать, что липиды плазматической мембраны участвуют в адаптации к различным уровням соли в окружающей среде и могут быть использованы для повышения солеустойчивости сельскохозяйственных культур. — Plant cell-surface GIPC sphingolipids sense salt to trigger Ca2+ influx.
  • Микробилогия. Ученые попытались найти связь преэклампсии и преждевременных родов с обнаружением в плаценте бактериальной ДНК. Удалось выяснить, что плацента не имеет собственного микробиома, но может быть загрязнена извне потенциальными патогенами, например, Streptococcus agalactiae, который является основной причиной сепсиса у новорожденных. — Human placenta has no microbiome but can contain potential pathogens.
  • Онкология, диетология. При помощи ограничения потребления метионина удалось затормозить развитие рака в двух моделях ксенотрансплантатов, полученных от пациентов с резистентным к лучевой и химиотерапии колоректальным раком. Предполагается, что прицельная корректировка диеты может иметь место в комплексной терапии рака. — Dietary methionine influences therapy in mouse cancer models and alters human metabolism.
  • Микробиология. Размножение токсигенных штаммов Vibrio cholerae опосредованно наличием генов, определяющих их способность потреблять гемовое железо, и способностью индуцировать приток крови к месту воспаления. — Cholera toxin promotes pathogen acquisition of host-derived nutrients.

Science #365 (6452) + онлайны: применение технологии CRISPR в Китае, «одичавшие» лабораторные мыши и эволюция трансмиссивной венерической опухоли собак

• CRISPR/Cas. Статьи спецвыпуска рассказывают о применении технологии CRISPR в Китае для модификации сельскохозяйственных культур, моделирования болезней человека и скандале, связанном с редактированием генома человеческих эмбрионов. — China’s CRISPR revolution, Fields of dreams, The CRISPR animal kingdom, Inside the circle of trust, The long shadow of a CRISPR scandal.
  • Вакцинация. Стабилизированная субъединичная вакцина против опасного для новорожденных и пожилых людей респираторно-синцитиального вируса, разработанная при помощи методов структурной биологии, прошла I фазу клинических испытаний и продемонстрировала значительное повышение титра антител через четыре недели после вакцинации у лабораторных животных. Это не только дарит надежду на получение эффективной вакцины, но и подтверждает возможность разработки вакцин при помощи методов структурной биологии. — A proof of concept for structure-based vaccine design targeting RSV in humans. биомолекула: Спецпроект по Вакцинации.
  • Онкология. Ученые произвели секвенирование ДНК 546 образцов трансмиссивной венерической опухоли собак (СTVT) со всего мира и проследили ее эволюцию. Она передавалась от животного к животному в течение приблизительно 6000 лет. Авторы описывают несколько характерных мутационных паттернов. Со временем подобные исследования могут изменить наши представления об эволюции онкологических заболеваний. — Cancer cell evolution through the ages, Somatic evolution and global expansion of an ancient transmissible cancer lineage.
  • Микробиология. Животные модели — важный инструмент исследований патогенеза болезней человека и разработки терапевтических подходов, но не всегда данные, полученные в экспериментах на животных, получается повторить у людей. Такие проблемы с воспроизводимостью могут быть обусловлены различиями в микробиоте и, как следствие, иммунном ответе у лабораторных и «диких» представителей вида. Ученые имплантировали эмбрионы лабораторных мышей «диким» и получили потомство, названное «wildlings», чей микробиом больше похож на таковой у «диких» собратьев. Результаты, полученные в двух доклинических испытаниях на этой колонии мышей, воспроизводились и у людей. — Laboratory mice born to wild mice have natural microbiota and model human immune responses, Walk on the wildling side.