SciNat за февраль 2017 #1: наручники для ДНК, сон как убийца синапсов, урожайный трансгенный рис

Дайджест
Специальный раздел выпуска Science на этой неделе посвящён предсказаниям, поэтому на обложке номера хрустальный шар. Что мы реально можем предсказать, а что точно не можем? Читайте в этом спецвыпуске о big data, машинном обучении и подобном.
Первая неполная неделя февраля принесла немало статей по нейробиологии. Из новых номеров Nature и Science мы узнаем, зачем нужен сон, какие клетки руководят желанием «заточить» что-нибудь вкусненькое и как развивается сеть связей в мозге, обеспечивающая восприятие пространства. Кроме того, есть полезная информация о судьбе таких клеточных органелл, как пероксисомы.

Обложка Nature на этой неделе посвящена статье, вышедшей в январе. Мы писали о ней в предыдущем дайджесте. В ней речь шла о том, что Нейронная сеть просмотрела 129450 подписанных снимков кожи, поражённой различными дерматологическими заболеваниями, и научилась отличать злокачественные новообразования на коже от доброкачественных не хуже, чем команда из 21 сертифицированного дерматолога. Ожидается, что меньше чем через 5 лет такая нейросеть будет доступна любому пользователю смартфона.

Nature #542 (7639) + онлайны: происхождение вторичноротых, эволюция птичьего клюва, новые гены роста

• Биология развития. У мышей тоже есть пубертатный период, и у них, как и у людей, в это время развиваются молочные железы. Стволовые клетки молочных желёз образуют эпителиальную сеть, и теперь стало известно, что разветвления в этой сети формируются более-менее случайно. — Identity and dynamics of mammary stem cells during branching morphogenesis.
  • Экология. Чтобы повысить число насекомых-опылителей и их устойчивость к губительной деятельности человека, нужно разнообразить растительность в экосистеме. Это показали эксперименты в полевых условиях на опытных площадках. — Ecosystem restoration strengthens pollination network resilience and function.
  • Палеонтология. Новые кембрийские микроскопические ископаемые Saccorhytus coronarius из Южного Китая помогут понять, откуда взялись на Земле вторичноротые, то есть морские ежи, полухордовые, ветуликолии и позвоночные, в том числе мы с вами. Ануса у Saccorhytus coronarius нет, зато есть всякие другие интересные отверстия и складки. — Meiofaunal deuterostomes from the basal Cambrian of Shaanxi (China), Palaeontology: Tiny fossils in the animal family tree.
  • Вирусология, медицина. Очередная попытка создать работающую вакцину против вируса Зика. На этот раз исследователи использовали мРНК, кодирующую гликопротеины оболочки штамма вируса, вызвавшего в Америке эпидемию лихорадки Зика в 2013 году. Они однократно вводили 30 микрограммов такой мРНК под кожу мышам и 50 микрограммов — обезьянам. В обоих случаях заражение животных настоящими вирусами Зика через 2–5 недель не вызывало заболевания. Судя по всему, помогла вакцина. — Zika virus protection by a single low-dose nucleoside-modified mRNA vaccination. См. также: Вирус Зика — глобальная угроза?, Вирус Зика: мнимая паника или реальная угроза?
  • Иммунология. Рецептор к ариловым углеводородам (арил-гидрокарбоновый рецептор, AHR) регулирует работу ферментов, расщепляющих чужеродные вещества. Один из таких ферментов — цитохром P450. В то же время, цитохром P450 даёт обратную связь AHR, меняя его активность. Это было показано in vitro, а теперь на примере мышиного кишечника — и in vivo. — Feedback control of AHR signalling regulates intestinal immunity.
  • Эволюция. Исследователи из Шеффилдского университета изучили трёхмерные сканы клювов тушек 2000 видов птиц из коллекций естественнонаучных музеев и обнаружили, что в ранней истории птиц было какое-то крупное событие, после которого число разных форм ключа увеличилось подобно взрыву. После этого взрывоподобного роста разнообразия все изменения в форме клювов были небольшими корректировками уже имевшегося плана. Кроме того, исследователи говорят, что по форме клюва птицы можно определить, насколько велик риск вымирания для её вида. — Mega-evolutionary dynamics of the adaptive radiation of birds, Evolution: Catastrophe triggers diversification.
  • Нейробиология. Гамма-осцилляции, то есть синхронная разрядка нервных клеток с частотой 30–90 Герц, в латеральной части гипоталамуса приводит к тому, что мышь начинает искать, что бы такого съесть. Это явление не зависит от того, насколько давно животное поело и нужны ли ему в данный момент дополнительные питательные вещества. Гамма-осцилляциями в латеральном гипоталамусе управляют структуры конечного мозга — перегородка (септум) и медиальная префронтальная кора. Вероятно, воздействуя на них, получится избавить ряд людей с расстройствами пищевого поведения от постоянной тяги к еде. — Gamma oscillations organize top-down signalling to hypothalamus and enable food seeking.
  • Структурка, клеточная биология. Фермент сепараза у дрожжей разделяет сестринские хроматиды при делении клеток. Её активность подавляет фермент секурин. Теперь получена кристаллическая структура комплекса сепаразы с секурином дрожжей в разрешении 2.6 Å. Это позволит лучше изучить причины, по которым разделение сестринских хроматид иногда не срабатывает. — Molecular mechanism for the regulation of yeast separase by securin.
  • Генетика. Оказывается, на рост человека влияет огромное множество генов, а самыми определяющими являются наиболее редкие их варианты. Например, некоторые варианты генов IHH, STC2, AR и CRISPLD2 могут прибавить или убавить человеку по 2 см роста каждый. Кроме того, нашли новые связи между ростом и работой таких генов, как ADAMTS3, IL11RA и NOX4. — Rare and low-frequency coding variants alter human adult height.
  • Иммунология, медицина. У больных ревматоидным артритом нашли популяцию PD-1hi CD4-положительных Т-клеток. Как выяснилось, эта группа способствует ответу B-клеток в лимфоидных структурах (а такой ответ — один из признаков ревматоидного артрита). Исследователи причислили найденные ими Т-клетки к периферическим хелперам. От фолликулярных хелперов они отличаются тем, что не имеют рецептора CXCR5. — Pathologically expanded peripheral T helper cell subset drives B cells in rheumatoid arthritis.
  • Клеточная биология. Органоиды для переноса пероксида водорода, пероксисомы, получаются заново из двух пузырьков, пре-пероксисом различного происхождения — из митохондрий и из эндоплазматической сети. Однако надо помнить, что это не единственный способ их образования. — Newly born peroxisomes are a hybrid of mitochondrial and ER-derived pre-peroxisomes, Cell biology: Organelle formation from scratch.

Science #355 (6324) + онлайны: сон-убийца синапсов, урожайный трансгенный рис, наручники для ДНК

• Структурка. В митохондриях есть свои собственные рибосомы — миторибосомы, и по структуре они отличаются от тех, что расположены в цитоплазме. На них производится несколько белков, крайне важных для получения энергетической валюты клетки — АТФ. Тонкую структуру миторибосом дрожжей помогла выявить кристаллография. — The structure of the yeast mitochondrial ribosome.
  • Клеточная биология, рак. И ещё раз о пероксисомах. Важно, чтобы при делении эти органоиды равномерно распределялись по дочерним клеткам. В некоторых клетках не хватает белка Pex11b, руководящего таким распределением. Эта нехватка, помимо всего прочего, приводит к задержке митоза и в конечном счёте нарушает строение ткани, которой принадлежат делящиеся клетки. — Coupling organelle inheritance with mitosis to balance growth and differentiation, Organelle inheritance—what players have skin in the game?
  • Микробиология, молекулярка. У Bacillus subtilis и Escherichia coli хромосомы делают кольцевыми комплексы из конденсина. Они надевают на оба конца ДНК, которая должна соединиться в такую хромосому, молекулярные «наручники». Так кольцо и получается. — Bacillus subtilis SMC complexes juxtapose chromosome arms as they travel from origin to terminus, Chromosome stitch-up?
  • Молекулярка, структурка. Двуцепочечные разрывы ДНК нужно быстро «зашивать», чтобы клетка, в которой они случились, осталась в живых. Есть два способа это сделать: более грубый и более тонкий. При первом берутся первые попавшиеся под руку концы и сшиваются. При втором при сшивке ферменты «оглядываются» на то, как выглядит аналогичный фрагмент сестринской хромосомы. Клетка может «переключаться» с первого способа репарации на второй в зависимости от того, какой белок присоединился к ДНК в месте разрыва — Ku80 или BRCA1. — DNA-PKcs structure suggests an allosteric mechanism modulating DNA double-strand break repair.
  • Нейробиология. У синапсов всё не как у людей. Мы во время сна растём, а они сжимаются. Это выявили сканирующей электронной микроскопией. У мышей площадь контакта аксонов с дендритными шипиками ночью меньше, чем днём. Руководит процессом ген Homer1a из группы так называемых генов раннего ответа (immediate early genes). Особенно сильно уменьшается площадь синаптических контактов, которые и до того были слабыми. То есть можно предположить, что во сне убираются ненужные связи между нейронами. Может, сон нужен как раз для отдыха синапсов? — Homer1a drives homeostatic scaling-down of excitatory synapses during sleep, Ultrastructural evidence for synaptic scaling across the wake/sleep cycle, Synaptic scaling in sleep.
  • Нейробиология. Новая статья от позапрошлогодних нобелевских лауреатов Мэй-Бритт Мозер и Эдварда Мозера (разумеется, у них есть и соавторы). Эти учёные выяснили, что образованием связей между гиппокампом и энторинальной корой вскорости после рождения управляют сигналы от звёздчатых клеток энторинальной коры. Проводящий путь «энторинальная кора — гиппокамп» отвечает за то, как организм воспринимает и представляет себе пространство вокруг себя. — Stellate cells drive maturation of the entorhinal-hippocampal circuit. См. также: GPS в нашем мозге: Нобелевская премия по физиологии и медицине 2014.
  • Генная инженерия. Теперь трансгенный рис не только не боится паразитов, но и даёт нормальный урожай. Это стало возможным благодаря эпигенетическим модификациям локуса Pigm его ДНК, где содержатся гены, кодирующие богатые лейцином связывающиеся с нуклеотидами повторы, определяющие устойчивость к грибку Magnaporthe oryzae без снижения урожайности. — Epigenetic regulation of antagonistic receptors confers rice blast resistance with yield balance.