SciNat за июль 2016 #5: антибиотики в носу, иммунитет от растений-паразитов и нейрогенез в спинном мозге

Обложка свежего выпуска Nature отсылает нас к исследованию музыкальных предпочтений племен Амазонии. Как мы уже писали в одном из предыдущих дайджестов, представителям этих племен звучание диссонансов, выделяемых в западной музыкальной традиции, не кажется неприятным.
В новых номерах авторитетных научных журналов можно прочесть о бактерии, вырабатывающей антибиотики у нас в носу, о клетках, мешающих плавникам зародышей рыб развиваться в конечность, как у наземных животных, о ранее не известном контуре для контроля дыхания, о факторах, ускоряющих эволюцию растений, и о новом методе, позволяющем детально исследовать нейрогенез во взрослом мозге.

Nature #535 (7613) + онлайны: антибиотики в носу, превращение плавника в конечность и новый контур для координации дыхания

• Микробиология. Бактерии Staphylococcus lugdunensis, живущие в носу человека, вырабатывают антибиотики, защищающие нас от заражения патогенными Staphylococcus aureus. — Microbiology: Antibiotics right under our nose, Human commensals producing a novel antibiotic impair pathogen colonization.
  • Биология развития. Определенная линия клеток, происходящая из сомитов, подавляет деление мезенхимных клеток развивающегося плавника и мешает ему превратиться в нечто более сложное. Чем меньше присутствует клеток этой линии, тем больше у зачатка плавника шансов развиться в конечность. — A somitic contribution to the apical ectodermal ridge is essential for fin formation.
  • Нейробиология. В ответ на внешние сигналы (говорящие, например, о недостатке кислорода) астроциты могут выделять митохондрии, которые поглощаются расположенными по соседству нейронами. Донорские органеллы помогают нейронам выживать в трудных условиях. — Transfer of mitochondria from astrocytes to neurons after stroke.
  • Антропология. Еще одно исследование о происхождении земледелия (о похожей работе мы недавно писали в дайджесте за июль #3). Эта работа сделана на генетическом материале древних жителей ближнего востока, и показывает, что группы первых земледельцев на этих территориях были генетически различными, и происходили от разных групп охотников-собирателей. — Genomic insights into the origin of farming in the ancient Near East.
  • Структурка. Перед вырезанием интрона из предшественника матричной РНК образуется структура лассо — 5’-конец интрона при этом присоединяется к аденозину вблизи другого его конца. Ученым удалось получить структуры сплайсосомы — комплекса РНК и белков, задействованных в вырезании интрона — в момент сразу после образования лассо. — Cryo-EM structure of the spliceosome immediately after branching.
  • Нейробиология. С помощью локализационной микроскопии ученые разглядели на пост- и пресинаптических мембранах скопления белков, отвечающих, соответственно, за отпочковывание и присоединение везикул с нейромедиаторами. Эти скопления находятся точно друг под другом. — Neuroscience: Nanocolumns at the heart of the synapse, A trans-synaptic nanocolumn aligns neurotransmitter release to receptors. См. также: Как происходит выделение нейромедиатора.
  • Структурка. Структурка одного из рецепоторов, сопряженных с G-белком — рецептора аденозина A2AR. Авторы получили структуру репецтора в комплексе с искусственно сконструированным G-белком необычной формы, чтобы понять, как такой нетипичный партнер повлияет на конформацию рецептора. — Structure of the adenosine A2A receptor bound to an engineered G protein.
  • Структурка. Для трансляции в эукариотических клетках необходим контакт фактора eIF4E с кэпом мРНК. Однако, при клеточном стрессе, когда белок eIF4E инактивируется, трансляция некоторых кэпированных мРНК остается стабильной. В новой работе описывается одна из причин, по которой это возможно — оказывается, одна из субъединиц другого фактора инициации трансляции, eIF3, тоже способна связываться с кэпом и запускать сборку белкового комплекса, необходимого для инициации трансляции. — eIF3d is an mRNA cap-binding protein that is required for specialized translation initiation.
  • Структурка. Структурка белка 53BP1, распознающего особые метки, которые навешиваются на гистоны нуклеосом вблизи от двуцепочечных разрывов в ДНК. — The structural basis of modified nucleosome recognition by 53BP1.
  • Нейробиология. Для животных жизненно важно координировать дыхание с глотанием, кашлем и издаванием звуков, чтобы все эти процессы друг другу не мешали. В новой работе описывается ранее не известный нейронный контур для контроля дыхания. — A novel excitatory network for the control of breathing.
  • Молекулярка. Протеасомы — молекулярные машины, уничтожающие ненужные белки. В новой работе описывается консервативный у млекопитающих сигнальный путь, регулирующий количество протеасом в клетке. — Cell biology: The TORC1 pathway to protein destruction, An evolutionarily conserved pathway controls proteasome homeostasis.

Science #353 (6298) + онлайны: иммунитет от растений-паразитов, нейрогенез в спинном мозге и условия для быстрой эволюции растений

• Молекулярка, физиология растений. У томатов нашли рецептор, запускающий иммунный ответ на появление паразитических растений. На молекулярном уровне этот ответ не отличается от реакции на появление патогенных микробов. — Parasitic plants—A CuRe for what ails thee, Detection of the plant parasite Cuscuta reflexa by a tomato cell surface receptor.
  • Экология. Изучая распространение и эволюцию модельного растения Arabidopsis thaliana, экологи выяснили, что растения быстрее приобретают способность распространяться на большие расстояния, если развиваются в фрагментированной среде. В этих условиях быстрее менялись и другие параметры растений, например, высота. — Rapid evolution accelerates plant population spread in fragmented experimental landscapes.
  • Молекулярка. Комплекс Polycomb подавляет активность генов, но причины его избирательности до сих пор не до конца понятны. В новой работе говорится, что активность Polycomb направляют транскрипционные репрессоры VAL1. VAL1 специфичны к последовательности ДНК и способны привлекать к определенным ее участкам факторы, стимулирующие активность Polycomb. — Arabidopsis transcriptional repressor VAL1 triggers Polycomb silencing at FLC during vernalization.
  • Нейробиология. Новая методика позволяет исследовать РНК единичных ядер делящихся нейронов. С ее помощью можно исследовать нейрогенез у взрослых животных. Авторам статьи даже удалось зафиксировать образование новых нервных клеток в спинном мозге мыши. — Div-Seq: Single-nucleus RNA-Seq reveals dynamics of rare adult newborn neurons.