SciNat за июль 2020 #4: геном летучих мышей, реки, выходящие из берегов, и влияние аутофагии на дифференцировку стволовых клеток

На обложке свежего номера журнала Nature изображена летучая мышь. В статье, вышедшей на этой неделе, авторы описывают эталонные геномы шести видов летучих мышей, опубликованные консорциумом Bat1K. — Six reference-quality genomes reveal evolution of bat adaptations.

В новых номерах авторитетных научных журналов вышло сразу несколько статей, посвященных особенностям возбудителя и тактике ведения COVID-19. Кроме того, на этой неделе вы сможете прочитать об эталонном геноме летучих мышей, о влиянии изменений климата на возникновение паводков, а также о предках обитателей островов Карибского бассейна и Полинезии.

Nature #583 (7817) + онлайны: геном летучих мышей, путешествия обитателей острова Пасхи и реки, покидающие берега

• Экология. В научной среде существуют опасения относительно того, что изменения климата, стремительно происходящие в течение последних десятилетий, повлияют на частоту и величину речных паводков. Авторы статьи сравнивают наводнения, произошедшие за последние десятилетия, с задокументированными ранее паводками на Европейском континенте. Выявление взаимосвязей между этими катаклизмами может позволить создать инструменты для оценки риска наводнений. — Current European flood-rich period exceptional compared with past 500 years; Five centuries of human observation reveal Europe’s flood history.
  • Экология. Влияние человека на Антарктический континент достаточно обширно. Авторы оценили антропогенное влияние на дикую природу Антарктиды и биоразнообразие. Оказалось что регионы, которых не коснулось влияние человека, составляют менее 32% от всей площади континента и этот показатель постоянно сокращается. Чтобы изменить эту тенденцию авторы предлагают увеличить количество охраняемых территорий. — Antarctica’s wilderness fails to capture continent’s biodiversity.
  • Антропология. Возможность наличия связей между коренными американскими индейцами и обитателями острова Пасхи давно интересовала исследователей. Авторы проанализировали геномные вариации 807 представителей 17 популяций островов Полинезии и 15 индейских общин. Оказалось, что имеются признаки как минимум одного контакта между коренными жителями американского континента и обитателями острова Пасхи. — Native American gene flow into Polynesia predating Easter Island settlement.
  • Геномика. Летучие мыши обладают уникальными адаптивными особенностями: способностями к полетам, эхолокации, чрезвычайным долголетием и уникальным иммунитетом. Основываясь на уже существующих базах данных авторы создали эталонные геномы шести видов летучих мышей (Rhinolophus ferrumequinum, Rousettus aegyptiacus, Phyllostomus discolor, Myotis myotis, Pipistrellus kuhlii и Molossus molossus). Это исследование проливает свет на геномные основы адаптивных особенностей летучих мышей и дает возможности для проведения дальнейших исследований, имеющих непосредственное отношение к заболеваниям человека. — Six reference-quality genomes reveal evolution of bat adaptations. «Биомолекула»: «Azimuth, pitch & rock’n’roll», «Как особенности восприятия реальности летучими мышами определяют характер эволюции растений».
  • Онкология, молекулярка. Цитокины стали одними из первых таргетных противоопухолевых препаратов. Было установлено, что рецепторы к интерлейкину 18 (ИЛ-18) активируются на лимфоцитах, проникающих в опухоль. Однако рекомбинантный ИЛ-18 ранее не демонстрировал эффективности в клинических испытаниях. В статье описывается высокоаффинный ложный рецептор ИЛ-18, который часто активируется при опухолевых процессах у человека и мышей и ограничивает противоопухолевую активность ИЛ-18. — IL-18BP is a secreted immune checkpoint and barrier to IL-18 immunotherapy.
  • Вирусология. Пандемия COVID-19 продолжается, а значит, продолжаются и исследования особенностей возбудителя и возможностей терапии этой тяжелой инфекции. На этой неделе авторы обсуждают антитела, нейтрализующие SARS-CoV-2; возвращаются к возможной эффективности (или неэффективности) хлорохина и гидроксихлорохина, а также обсуждают другие противовирусные препараты, которые возможно использовать в терапии этого заболевания. — Potent neutralizing antibodies directed to multiple epitopes on SARS-CoV-2 spike; Hydroxychloroquine use against SARS-CoV-2 infection in non-human primates; Discovery of SARS-CoV-2 antiviral drugs through large-scale compound repurposing; Chloroquine does not inhibit infection of human lung cells with SARS-CoV-2. «Биомолекула»: тема «SARS-CoV-2».

Science #369 (6502) + онлайны: новое о COVID-19, влияние аутофагии на дифференцировку эмбриональных стволовых клеток и безопасность лекарств

• Вирусология. Не отстают от коллег и авторы журнала Science, где сразу несколько статей посвящены особенностям возбудителя и проблемам терапии COVID-19. На страницах журнала обсуждаются математические модели управления пандемией (в том числе и в странах с низким и средним уровнем доходов населения); особенности влияния COVID-19 на терапию ВИЧ и туберкулеза; влияние пандемии на фертильность человека; а также приводится эпидемиологический анализ вспышки заболевания в Бразилии. — COVID-19 affects HIV and tuberculosis care; Mathematical models to guide pandemic response; The COVID-19 pandemic and human fertility; The impact of COVID-19 and strategies for mitigation and suppression in low- and middle-income countries; Serial interval of SARS-CoV-2 was shortened over time by nonpharmaceutical interventions; Evolution and epidemic spread of SARS-CoV-2 in Brazil, Global quieting of high-frequency seismic noise due to COVID-19 pandemic lockdown measures.
  • Эмбриология. Стволовые эмбриональные клетки могут многократно делиться и дифференцироваться в случаях, когда это необходимо. Авторы изучили баланс между плюрипотентностью и дифференцировкой и выяснили, что шаперон-индуцированная аутофагия обеспечивает связь клеточного метаболизма с эпигенетической регуляцией. — Chaperone-mediated autophagy regulates the pluripotency of embryonic stem cells; Fine-tuning stemness. «Биомолекула»: тема «Аутофагия».
  • Вирусология. До того, как вакцинация позволила победить вирус натуральной оспы, это заболевание погубило миллионы людей по всему миру. Ученые проанализировали данные секвенирования образцов из 1867 человеческих останков в диапазоне от >31 000 до 150 лет назад. Было выявлено 13 положительных образцов, 11 из которых принадлежали обитателям Северной Европы (VI–VII вв. н.э.). Несмотря на то, что последовательности были неполными, четыре удалось использовать для создания филогенетического древа. Анализ позволил отодвинуть дату самой ранней инфекции на 1000 лет и выявить ранее неизвестную вирусную кладу. — Diverse variola virus (smallpox) strains were widespread in northern Europe in the Viking Age; Was smallpox a widespread mild disease? «Биомолекула»: «История вакцинации».
  • Фармакология, молекулярка. Безопасность вспомогательных веществ, добавляемых в лекарственные препараты, проверялась в исследованиях на животных, однако их взаимодействие с молекулярными мишенями систематически не изучалось. Согласно данным исследования, некоторые из распространенных вспомогательных веществ могут обладать тканевой токсичностью, что делает необходимым дальнейшее изучение. — The activities of drug inactive ingredients on biological targets.
  • Антропология. Авторы статьи изучили 93 генома индивидов, населявших Карибские острова в древности (от 3200 до 400 лет назад), и выяснили, что их предками могли быть обитатели Северной Америки, пересекшие значительные расстояния по воде. — Genomic insights into the early peopling of the Caribbean.