SciNat за март 2017 #3: лечение аутизма, слежка за скрытым ВИЧ, эпигенетика дрозофил

Дайджест

Спецвыпуск Science на этой неделе посвящён теме избитой, однако очень важной — лечению рака. Особое внимание уделяется генным различиям между пациентами и стратегиям подбора комбинаций лекарств.

Весна идёт своим чередом, так же, как публикация научных статей в Nature и Science. В этом дайджесте вы практически не найдёте статей по нейронаукам и биологии развития, зато есть интересные статьи по микробиологии и физиологии растений.

Nature #543 (7645) + онлайны: лечение аутизма, слежка за скрытым ВИЧ, миграции фитопланктона

Fig.1.jpg

Анализ данных по океанам за 1860-2005 годы показал, что уже сейчас почти везде водородный показатель в них значительно ниже оптимального для любой морской экосистемы (то есть вода слишком кислая). Через 35 лет на подавляющее большинство водных экосистем будет воздействовать хотя бы один фактор, появление которого вызвано глобальным потеплением и деятельностью человека в целом.

• Экология. Фитопланктон, по крайней мере, динофлагелляты и рафидофиты, не просто пассивно плавает в море. Эти протисты способны активно управлять своими миграциями к поверхности воды и избегать тех её слоёв, где высока турбулентность и их клетки там часто переворачивает. — Phytoplankton can actively diversify their migration strategy in response to turbulent cues.
  • Физиология растений, микробиология. Некоторые бактерии, связанные с корнями растений, могут повышать продуктивность этих самых растений, а другие, наоборот, отбирают у них питательные вещества. Как иммунная система растения понимает, кого можно включить в микробиом хозяина, а кого не стоит? Судя по всему, здесь имеет значение, как растение отвечает на нехватку неорганических соединений фосфора в почве. Главный ген, регулирующий характер ответа на недостаток фосфатов, также определяет реакции иммунитета растений на различные микроорганизмы. — Root microbiota drive direct integration of phosphate stress and immunity.
  • Молекулярка. В клетке и за её пределами огромное множество факторов, способных навредить целостности ДНК. ДНК нужно «чинить» быстро, но как это сделать? Один из способов — предупредить системы репарации с помощью РНК. При повреждении ДНК ультрафиолетом аденозин в молекулах близко лежащих РНК в течение двух минут метилируется по шестому атому углерода. Это метилирование служит сигнальным «маячком» для ферментов, запускающих репарацию ДНК, а также временно запрещает размножение клетки, чтобы избежать ошибок при делении. — RNA m6A methylation regulates the ultraviolet-induced DNA damage response.
  • Эволюция, экология. Об эволюционной иррадиации (распространении) видов многое можно узнать и без молекулярной филогении, и без анализа ископаемых останков. Если речь идёт об островах по типу Гавайских, можно использовать информацию об изменении их формы и площади, а также данные по числу видов нужной группы на них. — The true tempo of evolutionary radiation and decline revealed on the Hawaiian archipelago.
  • Генетика, нейробиология. При утроении участка хромосомы 15q11-13 образуется избыток копий гена Ube3a и кодируемой им убиквитинлигазы. Считается, что это способствует аутизму. Оказывается, у мышей этот белок снижает активность Cbln1 в вентральной тегментальной области — «центре удовольствия». Белок Cbln1 влияет на распространённость синапсов к нейромедиатору глутамату в мозге. Недостаток Cbln1 ведёт к снижению социальной активности, а именно это мы и наблюдаем при аутизме. Тем же эффектом на Cbln1, что и избыток Ube3a, обладают эпилептические припадки. При этом активация производства Cbln1 в вентральной тегментальной области с помощью вирусных векторов смягчает поведенческие симптомы аутизма у грызунов! А это означает, что аутизм, вероятно, получится лечить. — Autism gene Ube3a and seizures impair sociability by repressing VTA Cbln1.
  • Молекулярка, биология развития. Связывающийся с РНК белок DND1 требуется для выживания первичных половых клеток и подавления образования опухолей из них. Теперь прояснился механизм его воздействия. Он дестабилизирует определённые мРНК, привлекая к ним белковый комплекс деаденилаз CCR4—NOT. Цели DND1 — в основном мРНК, поддерживающие процессы воспаления и апоптоза. — DND1 maintains germline stem cells via recruitment of the CCR4—NOT complex to target mRNAs.
  • ВИЧ, иммунология. Выследить ВИЧ в неактивных CD4 T-клетках непросто, но теперь, вероятно, появилось новое средство. Оказалось, что латентная инфекция способствует экспрессии гена одной из цепей иммуноглобулина G, CD32a, в покоящихся заражённых CD4 T-клетках. Притом в активных клетках такого изменения экспрессии не наблюдается. — CD32a is a marker of a CD4 T-cell HIV reservoir harbouring replication-competent proviruses.
  • ВИЧ. Ранняя терапия антителами к гибридному вирусу иммунодефицита обезьян и человека (SHIV) помогла макакам надолго, по крайней мере на два года, приобрести иммунитет против соответствующей инфекции. Вирусы в организмах таких обезьян практически не размножались. — Early antibody therapy can induce long-lasting immunity to SHIV.
  • Молекулярка, методы. Трёхмерную структуру генома в отдельных клетках млекопитающих можно установить, используя новые техники определения конформации хромосом. — 3D structures of individual mammalian genomes studied by single-cell Hi-C.

Science #355 (6330) + онлайны: торжество эпигенетики, помощь фагов бактериям, улучшенные устьица растений

• Эпигенетика. Активность белков группы Polycomb, ремоделирующих хроматин и подавляющих работу гомеобоксных генов, у дрозофил подавляется в том числе комплексом Polycomb Repressive Complex 2 (PRC2). Он обеспечивает тройное метилирование гистона H3K27, а это влияет на экспрессию гена, рядом с которым такой гистон находится. Клетки «запоминают» это метилирование благодаря Polycomb Response Element (PRE) в ДНК, притом его копий несколько. Если эти элементы вырезать, метилированные копии гистона H3K27 «растворяются» в потомстве данной клетки, то есть, их число не увеличивается при репликации генетического материала. Плюс к тому, пропадает «память» о репрессии Polycomb. — Propagation of Polycomb-repressed chromatin requires sequence-specific recruitment to DNA, Causal role for inheritance of H3K27me3 in maintaining the OFF state of a Drosophila HOX gene, DNA sequence-dependent epigenetic inheritance of gene silencing and histone H3K9 methylation.
  • Фармакология, рак. Индисулам — селективное противораковое средство, представляющее собой арилсульфонамид. Благодаря новому исследованию стал детально понятен механизм его действия. — Anticancer sulfonamides target splicing by inducing RBM39 degradation via recruitment to DCAF15.
  • Физиология растений. Устьица травянистых растений с формой листьев как у большинства злаков работают эффективнее, чем на более широких листьях. А всё потому, что у них в устьицах есть две дополнительные сопровождающие клетки. По-английски они так и называются — subsidiary cells. Их образованию и включению в состав устьиц способствует мобильный фактор транскрипции MUTE. Если блокировать его перемещение из клетки в клетку, сопровождающие клетки в устьицах не образуются, и растение получается более хилым, чем остальные. — Mobile MUTE specifies subsidiary cells to build physiologically improved grass stomata.
  • Иммунология, микробиология. Перенос фагов от одной бактерии к другой повышает вирулентность (способность заражать эукариотические организмы) обеих. Кроме того, если в организме-хозяине возникает воспаление, то есть иммунная реакция на наличие бактерий, частота обмена фагами повышается. А это, в свою очередь, повышает устойчивость бактерий. — Inflammation boosts bacteriophage transfer between Salmonella spp.
  • Микробиология, фармакология. Многие средства против туберкулёза вводят в организм в «предварительной» форме пролекарств, а уже внутри тела они активируются за счёт работы каких-либо ферментов и мелких сигнальных молекул. Одну из таких молекул, SMARt-420, обнаружили недавно. Она значительно сильнее ускоряет активацию пролекарства этионамида по сравнению с аналогами. — Reversion of antibiotic resistance in Mycobacterium tuberculosis by spiroisoxazoline SMARt-420.
  • Клеточная биология. Связывающийся с РНК белок Whi3 накапливается в старых клетках дрожжей и снижает восприимчивость к «феромонам», способствующим запуску процессов размножения. Агрегацию Whi3 и потерю клетками дрожжей способности размножаться можно замедлить, если удалить богатые глутамином области этого белка. — Aggregation of the Whi3 protein, not loss of heterochromatin, causes sterility in old yeast cells.
  • Структурка, микробиология. Установили кристаллическую структуру «внутренних часов» цианобактерии. Основанную на трёх осцилляторах — KaiA, KaiB и KaiC и работающей на энергии АТФ. — Structures of the cyanobacterial circadian oscillator frozen in a fully assembled state, Structural basis of the day-night transition in a bacterial circadian clock.
  • Физиология животных. Нуклеозид уридин не только участвует в синтезе нуклеиновых кислот, но и обеспечивает реакцию организма на нехватку питательных веществ. При голодании его уровень в крови повышается за счёт работы адипоцитов. При этом снижается температура тела. После приёма пищи концентрация уридина в крови падает, а чувствительность к инсулину растёт. — An adipo-biliary-uridine axis that regulates energy homeostasis.