SciNat за октябрь 2021 #4: арктическая биота, нейробиология общения и инновационная древесина

Дайджест

На обложке нового номера Science — «соты» из дерева. Ученые изобрели способ, с помощью которого можно создать из дерева прочный, легкий и удобный для работы материал. Главным элементом этой технологии является разрушение лигнина в клеточных стенках древесины.

На этой неделе из номеров Nature и Science вы узнаете о том, как менялась арктическая биота и где жили предки современных домашних лошадей. Вы сможете прочитать новые исследования о нейробиологических механизмах, влияющих на поведение животных при общении в группе, а также познакомитесь с инновационным материалом на основе дерева.

Nature #598 (7881) + онлайны: арктическая биота, предки современных лошадей и диета против опухолей

• Эволюционная биология, генетика. Как менялась арктическая биота за последние 50 тысяч лет? В новой работе были исследованы образцы, полученные из грунтов многолетней мерзлоты и отложений в арктических озерах. Анализ геномов, обнаруженных в образцах, помог исследователям сделать ряд важных выводов о том, как менялось разнообразие видов животных и растений в Арктике, а также о том, как человек повлиял на эти процессы. — Late Quaternary dynamics of Arctic biota from ancient environmental genomics.
  • Эволюционная биология, генетика. Одомашнивание лошадей сыграло важную роль в развитии хозяйства и увеличении мобильности человека. Интересно, что современные домашние лошади не происходят от самых первых одомашненных пород. Их предки точно не определены. В новом исследовании было обнаружено, что прародиной современных лошадей являются степи Восточно-Европейской равнины. Ученые также изучили, какие изменения происходили в геномах лошадей по мере одомашнивания. Результаты показали, что одомашненные лошади постепенно заменили все коренные популяции в этой местности. — The origins and spread of domestic horses from the Western Eurasian steppes, «Биомолекула»: «Код белой лошади».
  • Нейробиология, клеточная биология. Наработка музыкальных и атлетических навыков происходит за счет интенсивных тренировок. Как мозг учится этим навыкам и как он функционирует во время выступления? В новой работе было исследовано, как вьюрковые птицы — зебровые амадины — учатся петь «брачные песни». Результаты исследования показывают, как различия в разнообразии нейронов в базальных ганглиях влияют на различия в репертуаре мужских и женских особей. — Neural dynamics underlying birdsong practice and performance.
  • Клеточная биология. Изменения в диете могут быть использованы для того, чтобы повлиять на уровни метаболитов в микроокружении опухоли. С помощью таких изменений можно уменьшить скорость роста опухоли. В новой работе исследователи проанализировали эффект от двух методов: разгрузочно-диетической терапии (РДТ) и кетогенной диеты. Они обнаружили, что у мышей РДТ помогает уменьшить активность стеароил-КоА десатуразы, что нарушает баланс между насыщенными и ненасыщенными жирами и уменьшает скорость роста опухоли. Кетодиета тоже подавляет активность стеароил-КоА десатуразы. При кетодиете баланс между насыщенными и ненасыщенными жирами не нарушается, но скорость роста опухоли подавляется за счет того, что в микроокружении клетки меняются уровни определенных жирных кислот. — ow glycaemic diets alter lipid metabolism to influence tumour growth, «Биомолекула»: «Опухолевые разговоры, или роль микроокружения в развитии рака».
  • Клеточная биология. Многие типы клеток «сотрудничают», чтобы поддерживать гомеостаз и обеспечивать восстановление тканей. В новой работе была исследована роль нейроглиальных клеток в таких процессах. Результаты исследования показали: сигнальный путь, связанный с интерфероном гамма в нейроглиальных клетках мышей, играет важную роль в восстановлении тканей после инфекции. — Regulation of intestinal immunity and tissue repair by enteric glia.

Science #374 (6566) + онлайны: нейробиология общения, SARS-CoV-2 в Африке и инновационная древесина

• Нейробиология. В новой работе биологи исследовали, как активность нейронов египетских летучих собак помогает им поддерживать социальные взаимодействия. Ученые провели одновременные записи электрофизиологических сигналов фронтальной коры летучих собак во время разных типов вокальных взаимодействий. Результаты показали, что отдельные нейроны животного могут отличать его собственный голос от различных звуков других особей. Анализ координированной нейронной активности среди членов группы выявил интересные тренды в активности нейронов, которые зависят от пространственного расположения, социальных предпочтений и других факторов. — Cortical representation of group social communication in bats.
  • Нейробиология. В еще одном исследовании на тему социальных взаимодействий изучали общение макак-резусов. Ученые обнаружили, что нейроны в дорсомедиальной префронтальной коре отражают ряд факторов, в числе которых — контекст и история взаимодействия с разными членами группы. Активность этих нейронов влияет на то, какие решения принимают резус-макаки во время взаимодействия в группе. — ocial agent identity cells in the prefrontal cortex of interacting groups of primates.
  • COVID-19, генетика. В новой работе проанализированы данные о распространении инфекции SARS-CoV-2 в Африке. В исследовании были использованы 8746 геномов вируса из 33 африканских стран. Результаты показали, что эпидемии в большинстве этих стран были спровоцированы вирусом, «привезенным» заболевшими из Европы. Распространение вируса было замедлено после введения мер, ограничивающих въезд в эти страны. Но замедление было недостаточным, и вирус продолжал распространяться; возникали и продолжают возникать новые варианты SARS-CoV-2. — A year of genomic surveillance reveals how the SARS-CoV-2 pandemic unfolded in Africa, «Биомолекула»: «2019-nCoV: очередной коронованный убийца?».
  • Клеточная биология. Ученые изобрели способ, с помощью которого можно создать из дерева прочный и удобный для работы материал. Главным элементом этой технологии является разрушение лигнина в клеточных стенках древесины. После нескольких этапов обработки клеточные стенки изгибаются таким образом, что в дереве образуются своеобразные «соты». Это позволяет формировать из получившегося материала различные 3D структуры без понижения прочности. Материал, созданный с помощью этой технологии, в шесть раз прочнее, чем дерево, а по легкости сравним с алюминиевыми сплавами. — Lightweight, strong, moldable wood via cell wall engineering as a sustainable structural material.
  • Клеточная биология, COVID-19. После вакцинации с помощью mRNA-1273 эффективность антител против некоторых вариантов SARS-CoV-2 постепенно угасает. В новой работе был изучен эффект вакцины mRNA-1273 на иммунитет приматов, которые получили первую дозу вакцины, а затем один из вариантов второй дозы — спустя 6 месяцев. Результаты исследования показали, что вторая доза помогла иммунной системе более эффективно бороться с инфекцией. — Protection against SARS-CoV-2 beta variant in mRNA-1273 vaccine–boosted nonhuman primates, «Биомолекула»: «Вакцины против коронавируса: перспективы».