Шэрон Бегли: «Не могу остановиться: откуда берутся навязчивые состояния и как от них избавиться». Рецензия
12 января 2018
Шэрон Бегли: «Не могу остановиться: откуда берутся навязчивые состояния и как от них избавиться». Рецензия
- 1042
- 1
- 7
-
Автор
-
Редакторы
Темы
Словосочетание «навязчивое состояние» звучит довольно удручающе и, согласитесь, услышав такой диагноз, можно не на шутку испугаться. В реальности, однако, мало кто осведомлен о сущности компульсивных расстройств (так еще называют невроз навязчивых состояний), их распространенности и поистине фантастическом разнообразии. Если вы не из трусливых и готовы к тому, чтобы взглянуть на себя через призму компульсии, то книга Шэрон Бегли «Не могу остановиться: откуда берутся навязчивые состояния и как от них избавиться» обязательно вам понравится. Чуть больше трехсот страниц текста расскажут о разнице между алкогольной зависимостью, бесконтрольной игрой в казино и желанием выкладывать новые фото в Instagram с точки зрения нейробиологии, раскроют секреты геймдизайнеров и колоссального успеха Angry Birds, заставят по новому смотреть на знаменитые «Подсолнухи» Ван Гога и подтолкнут к пониманию того, что грань между болезнью и нормой порой бывает практически неразличима.
Шэрон Бегли — известная американская журналистка и ведущий автор в STAT — онлайн-издании The Boston Globe, посвященном наукам о жизни: здоровью и медицинским технологиям. Лауреат многочисленных премий в области научной коммуникации и популяризации знаний, Бегли выступает в университетах и на семинарах различных профессиональных и общественных организаций, на радио и телевидении, рассказывая о своей работе, а также имеет свою страничку в социальной сети Twitter, где приглашает читателей «знакомиться с новостями науки, а не с тем, что я ела на завтрак».
Среди центральных тем ее работ можно выделить раскрытие отдельных аспектов функционирования человеческого мозга и поиск методов борьбы с такими психическими расстройствами, как депрессия и тревожность. В 2002 году в книге «The Mind and the Brain: Neuroplasticity and the Power of Mental Force» Бегли в соавторстве с известным психиатром Джеффри М. Шварцем довольно подробно описывала результаты исследования Шварца в отношении происхождения обсессивно-компульсивного синдрома, и «Не могу остановиться», несомненно, имеет под собой весьма твердую почву, несмотря на простой язык и развлекательную составляющую в форме описания затейливых симптомов компульсивного поведения и метких примеров воздействия мозга на наши поступки.
Доктор медицины, психиатр, публицист. Автор более ста научных публикаций в области нейронаук и психиатрии. В настоящее время работает в Калифорнийском Университете Лос-Анджелеса (UCLA). Был задействован в качестве консультанта по обсессивно-компульсивному расстройству в фильме «Авиатор» (The Aviator).
Книга поделена на 11 глав и дает читателю общее понимание того, что же такое навязчивое или компульсивное поведение, в чем оно может проявляться и где стоит искать причины тех или иных компульсий. Автор доходчиво и легко объясняет связь между защитной реакцией человека на враждебную среду — тревогой — и желанием ее усмирить, выражающимся в повторяющейся деятельности, которую, раз уступив, остановить уже мало кому по силам.
Большое внимание уделено обсессивно-компульсивным расстройствам (или ОКР), связанным с наличием у человека навязчивых идей (обсессий), иногда явно невероятных и нелепых, но неотступно вызывающих страх и беспокойство. В этом случае именно неотступный страх толкает людей в пропасть компульсивных поступков. При этом, как правило, больные понимают, что их обсессии совершенно нелогичны и часто говорят о том, что навязчивые мысли воспринимаются ими как постороннее влияние.
Однажды, когда ей было почти сорок, Шэла услышала новый шепот компульсии: «Кажется, твой кот Фред закрыт в холодильнике и вот-вот замерзнет насмерть». Чепуха, возразила свободная от ОКР часть ее разума. Как мог Фред оказаться в холодильнике? Хотя, конечно, проверить ничего не стоит. Маленькое дело для большого ума! Разумеется, ни следа Фреда. Распахнув дверцу, Шэла вглядывалась в нутро холодильника, пока не убедилась, что Фред не прячется ни в контейнере для овощей, ни за упаковкой апельсинового сока, — а затем компульсивно проверяла снова и снова, как это свойственно заложникам ОКР. Как-то раз Фред прошествовал мимо нее и скрылся в гостиной. У Шэлы мелькнула дикая мысль: что, если кот каким-то образом телепортировался в холодильник, как только пропал из вида! Она проверила еще раз.
В книге разобраны как психологические причины развития ОКР в различных формах, так и неврологические, а именно, повышенная активность кортикально-стриарной нейронной сети или «сети беспокойства» у пациентов, страдающих заболеванием.
В работе также подробно раскрыты вопросы накопительства, постоянного желания покупать или играть в видеоигры. Глава о компьютерных играх заинтересовала меня больше других. Шэрон обошла нескольких профи в области геймдизайна, и они поделились с ней секретами индустрии «прилипчивых» приложений для iPhonе и культовых игр, среди которых Diablo 3 и World of Warcraft. Отдельные главы посвящены обсессивно-компульсивным расстройствам личности, вызываемым вышедшей из-под контроля добросовестностью, а также чрезмерной увлеченности интернетом и даже навязчивым творчеству и альтруизму.
В течение 444 дней
1888–1889 гг. Винсент ван Гог создал во французском Арле около двухсот живописных полотен, в том числе такие знаменитые, как «Подсолнухи» и «Рыбацкие лодки в Сен- Мари», а также более ста рисунков и акварелей — в среднем новое произведение появлялось каждые 36 часов. Как сказал невролог из Гарварда Шахрам Кхошбин в интервью Los Angeles Times в 1985 г., «когда смотришь на эти работы, зная, что каждая создавалась за день, то понимаешь, какая невероятная компульсия должна владеть человеком, чтобы так трудиться».
Бегли порой сумбурно, но, в целом, весьма полно и доступно рассказывает о том, как развивалась наука в области изучения компульсии, какие открытия были сделаны, где остались белые пятна и, главное, какие терапевтические методы на сегодня дают наибольшие шансы людям, страдающим от тех или иных экстремальных проявлений компульсии, вести нормальную жизнь.
Лейтмотивом повествования звучит призыв не бояться навязчивого поведения как феномена и постараться лучше понять окружающую действительность и механизмы собственного сознания. Бегли неоднократно говорит о том, что люди, страдающие от компульсий, не являются психически больными, и их неординарное или даже саморазрушающее поведение зачастую бывает вызвано теми же причинами, которые заставляют нас хранить старые бумаги, раскладывать ручки на письменном столе по цветам или раз за разом просматривать электронный почтовый ящик. В то же время, автор не советует искать патологию в себе самом, если она не мешает жить и работать, напоминая, что часто компульсии становятся для нас волшебным способом уйти от стресса.
Для кого книга?
Книгу будет интересно читать всем, кто вырос не в лесу и знаком с мобильными телефонами и походами по бесконечным торговым центрам. Для психологов и людей, погруженных в тему, она может показаться слишком поверхностной, но и они смогут почерпнуть для себя что-то новое. Например, в главе «Компульсии прошлого» упоминается возникновение массового навязчивого желания людей путешествовать, проявившего себя в Европе на рубеже XIX и XX веков, о котором вы вряд ли слышали.
В конце XIX в. во Франции разразилось нечто вроде эпидемии одной из самых удивительных разновидностей компульсий в истории психиатрии — мании путешествий. По причинам, о которых до умопомрачения спорили ведущие психиатры того времени, трудовой люд — конторские служащие, мастеровые, ремесленники, чернорабочие — внезапно охватила неодолимая тяга к перемене мест. Люди отправлялись куда глаза глядят и двигались пешком и по железной дороге неделями, порой годами, зачастую не имея при себе ничего, кроме одежды, в которой ушли, и нескольких франков в кармане.
Самая «научная» глава книги — одиннадцатая. Под заголовком «Компульсивный мозг» в ней собраны результаты последних исследований специалистов о работе мозга, подверженного ОКР и другим типам навязчивого поведения. Тем не менее, и этот раздел книги не должен вызвать сложностей у читателей, мало знакомых с предметом.
В заключение скажу, что «Не могу остановиться» — книга не о болезни, а о том, как мозг современного человека, имеющего, казалось бы, все доступные удобства и купающегося в непрерывном потоке информации, вынужден адаптироваться к такому высокому уровню стресса и тревоги, как никогда ранее. Поэтому любите свое сознание, прислушивайтесь к нему, и, возможно, окажется, что вы хотите не пару новых модных кроссовок или сотню лайков под фотографией на Facebook, а чего-то совсем другого.