Шрамы человеческой эволюции: рецензия на книгу «Здоровье по Дарвину»

Рецензии

Автор этой книги — Джереми Тейлор — работал главным продюсером BBC, снимал научно-популярные фильмы для Discovery Channel и Learning Channel. Автор книги «Не шимпанзе: В поисках гена, который делает нас людьми».

Издательство «Альпина Паблишер» выпустило очень занимательную и своевременную книгу «Здоровье по Дарвину: Почему мы болеем и как это связано с эволюцией». Её автор Джереми Тейлор знакомит нас с малоизвестной областью современной науки — эволюционной медициной.

Читая книгу, я то и дело вспоминал свою учёбу на первых курсах медицинского факультета. Я смотрел на слайды презентаций с изображением тканей нашего организма, слушал про каскады реакций, которые лежат в основе самых разных болезней. Несмотря на сложность и разнообразие получаемых знаний, медицина для меня всегда была не до конца биологией. Чтобы в полной мере стать биологической специальностью, медицине нужно было подружиться с эволюцией. Джереми Тейлор устраивает эту долгожданную встречу:

Традиционно в медицине человеческий организм было принято рассматривать как хорошо сконструированную машину, которая время от времени может ломаться. Эта машина нуждается в регулярном обслуживании, а также в периодическом ремонте, когда происходит какая-то поломка или сбой в работе. Студентов-медиков учат тому, что врач, по сути, — это высококвалифицированный механик, который умеет отремонтировать машину и обеспечить ее нормальное функционирование на протяжении как можно более длительного времени. Но тут есть одна загвоздка: человеческое тело — не машина. Это скопление живой материи, которое представляет собой продукт эволюции и естественного отбора, как и все живое на нашей планете, и между человеческим телом и любым творением инженерной и архитектурной мысли существуют фундаментальные различия.

Одно из главных достоинств книги в том, что она написана очень хорошим языком. Тейлор использует много метафор и сравнений, раскрашивающих текст. Он проводит интересные параллели между разными биологическими процессами. Конечно, иногда в рассказ врываются названия генов, белков и сложные последовательности биохимических реакций, но это не утомляет и не сбивает с ритма. Книга читается буквально на одном дыхании. Она разбита на семь глав, посвящённых разным медицинским проблемам: от аутоиммунных расстройств до болезни Альцгеймера. Каждую из глав можно прочесть по отдельности или двигаться по ним в любом порядке: при этом смысл прочитанного не потеряется, что тоже очень приятно.

Во введении автор объясняет, почему эволюционный подход не прижился в медицине. Одна из основных причин заключается в том, что по этическим принципам медицина и эволюция практически противопоставлены друг другу. Эволюция безразлична к переживаниям человека, а медицина не может игнорировать его страдания. Дружба эволюции с медициной обогащает последнюю глубоким пониманием биологических закономерностей. Это способствует появлению новых методов лечения уже известных заболеваний.

Рассказывая о медицине, Джереми Тейлор много внимания уделяет исключительно эволюционным вопросам. Например, он очень подробно останавливается на эволюции сердца у позвоночных. С особой страстью ему удаётся рассказать о том, почему инвертированная сетчатка — это не ошибка эволюции, а её гениальная находка. Тейлор не скрывает, что ему не нравится концепция клуджа, бессмысленного сооружения из подручных средств. Часто в популярной биологической литературе пишут, что эволюция просто лепит одно приспособление на другое, и Тейлор стремится объяснить строение глаза другими эволюционными принципами. Это, пожалуй, одна из самых оригинальных идей книги.

В книге много места отведено иммунитету. В первой главе обсуждается известная идея о том, что снижение микробной нагрузки на организм в детстве приводит к росту числа аутоиммунных и аллергических заболеваний. В той части книги, где автор рассуждает о болезни Альцгеймера, тоже находится место иммунитету. Оказывается, развитие альцгеймеровской деменции может быть связано с хроническим воспалением в нервной системе. Эта книга полна оригинальных идей, позволяющих по-другому взглянуть на болезни и их лечение. Для обоснования этих идей Тейлор приводит множество исследований, и его утверждения не остаются голословными.

При чтении книги надо помнить, что изложенные в ней идеи не являются до конца принятыми медицинским сообществом, не входят в научный мейнстрим. Например, снижение микробной нагрузки не объясняет возникновение всей массы аллергических и аутоиммунных заболеваний. Не всё так однозначно, как может показаться, и Тейлор сам говорит об этом в книге. Методы лечения, о которых он рассказывает, как правило, только исследуются и не всегда ясно, найдут ли они применение за пределами лабораторий. На бумаге многое выглядит многообещающе, но только время покажет, кто был прав. Хотя, например, побегать босиком, как советует автор, вы можете всегда. Только смотрите под ноги.

Надо сказать, что у «Альпины Паблишер» получилось выпустить очень хорошую (возможно, лучшую в этом году по моему личному рейтингу) научно-популярную книгу. «Здоровье по Дарвину» открывает для читателя целую область науки — эволюционную медицину. В книге высказано большое количество красивых и оригинальных идей, дающих пищу для ума. Я бы рекомендовал прочесть книгу не только тем, кто просто интересуется популярной наукой, но и врачам и студентам-медикам. Она настолько меняет взгляд на тело человека и его болезни, что это даже приятно.