Подписаться
Биомолекула

Спектор Анна Артуровна: «Атлас анатомии человека». Рецензия

Спектор Анна Артуровна: «Атлас анатомии человека». Рецензия

  • 104
  • 0,1
  • 0
  • 2
Добавить в избранное print
Рецензии

Анна Артуровна Спектор. «Атлас анатомии человека». М.: «АСТ», 2020. — 128 с.

«Атлас анатомии человека» — хорошая детская книга по биологии. В ней на углубленном уровне рассказывается физиология и анатомия человека, присутствует много картинок и схем, а также приводятся примеры заболеваний, связанных с патологиями разных систем. Иногда в книге встречаются неоднозначные моменты, а также присутствуют иллюстрации в разных стилях, но сама по себе она хорошо подходит ребенку.

Эта книга — 4D атлас, но само приложение ASTAR 4D очень плохо работает, делая невозможным просмотр объемных картинок из книги. Поэтому оценить данную опцию нам не удалось.

Оценка «Биомолекулы»

Качество и достоверность: 7/10
(0 — некачественно, 10 — очень качественно)

Легкость чтения: 8/10
(0 — очень сложно, 10 — легко)

Оригинальность: 6/10
(0 — похожих книг много, 10 — похожих книг нет)

Кому подойдет: детям и подросткам (возрастом до 13–14 лет), увлекающимся физиологией и анатомией человека, но прошедшим ее только на базовом уровне или не прошедшим вообще.

Автор книги, Анна, является биологом по образованию. Долгое время она работала в области медицинской генетики. Кроме того, Анна Артуровна Спектор серьезно увлекается философией, она автор ряда работ в этой сфере, участница нескольких международных конференций.

«Атлас анатомии человека» — далеко не первая ее книга. Еще с 2007 года она пишет научно-популярные книги по истории, биологии, физике и химии, а также является автором нескольких школьных энциклопедий.

Обложки некоторых книг Анны Спектор

Обложки некоторых книг Анны Спектор

издательство «АСТ»

Обложки некоторых книг Анны Спектор

Обложки некоторых книг Анны Спектор

издательство «АСТ»

Атлас поделен на 17 глав. Первые пять рассказывают общие вещи про обмен веществ, базовую цитологию, про полости тела и даже простейшую биохимию с молекулярной биологией. Остальные 12 глав рассказывают каждая про свою систему (нервная, пищеварительная, выделительная и т. д.). Порядок этих глав в целом кажется довольно логичным, но есть и некоторые неинтуитивные вещи. Например, главы про гомеостаз, сердечно-сосудистую систему и лимфатическую систему с иммунитетом идут совсем не подряд. Но все же на последних страницах книги присутствует содержание, благодаря которому легко ориентироваться в этих главах.

Во всех разделах информация дается на сильно углубленном уровне, однако есть и довольно спорные разделы. Например, такая большая тема, как гомеостаз, занимает в книге всего один разворот. Но там же и слова не сказано про поддержание жидкого состояния крови, об этом автор рассказывает только в разделе про сердечно-сосудистую систему.

В других главах тоже иногда встречаются неточности. Сомнения вызывает классификация клеток крови в теме сердечно-сосудистой системы и классификация лимфоцитов в главе про иммунитет.

Предложенные в книге классификации клеток крови и лимфоцитов

Предложенные в книге классификации клеток крови

Предложенные в книге классификации клеток крови и лимфоцитов

Предложенные в книге классификации лимфоцитов

Эндокринная система описана подробно с точки зрения механизмов. Приведены примеры заболеваний, связанных с гормональными сбоями, и некоторые системы действия гормонов.

Но для целостности в главе не хватает списка всех желез организма. Автор рассказывает только о самых важных, на ее взгляд, железах, даже не говоря о том, что есть и другие. Так, ничего не сказано об эндокринных функциях половых желез, о тимусе и прочих важных железах. О том, что органы и даже ткани могут секретировать гормоны, тоже ни слова, хотя в контексте диабета, о котором рассказывается, это было бы очень кстати.

Кроме перечисленного, в данной главе есть какие-то выборочные акценты с сильным углублением, но некоторых базовых вещей нет вовсе. Это не очень хорошо, учитывая то, что книга рассчитана на детей с «нулевым» знанием анатомии и физиологии человека. На репродуктивную систему тоже выделяется мало страниц, и ничего не написано про гаметогенез.

Зато очень качественными и логичными являются главы про кожу, кости, пищеварительную и выделительную системы. Там хорошие иллюстрации и подробное описание процессов.

Пример из главы про покровную систему

Пример из главы про покровную систему

В главе про выделительную систему описывается ренин-ангиотензин-альдостероновая система — одна из важнейших систем регуляции почек.

Схема ренин-ангиотензин-альдостероновой системы

Схема ренин-ангиотензин-альдостероновой системы.

На протяжении всей книги автор приводит много примеров заболеваний или просто проявлений механизма, который описывает. Это здорово, потому что, находя параллели с повседневной жизнью, читатель осознает «реальность» написанного, и книга становится для него интересней.

Обобщая, можно сказать, что информация и логика тем в книге хороши, но автор часто бывает слишком категоричной и выдает некоторые спорные моменты за факты (пример — та же классификация лимфоцитов).

Это 4D атлас, и автором предполагается просмотр отдельных страниц через приложение ASTAR 4D. Проблема в том, что само это приложение работает очень плохо и его практически невозможно загрузить на телефон. Это исключает возможность просмотра атласа в форме 4D, что часто сильно расстраивает детей.

Существует довольно много анатомических книг для детей. Атлас Анны Артуровны Спектор уникален тем, что там не рассказывается история с главными героями (как, например, в книге Кэрола Доннера «Тайны анатомии»), это не упрощенная версия рассказа про анатомию, это именно учебный атлас, цель которого заключается в изучении детьми биологии.

Несмотря на сложность информации, которую автор хочет преподнести детям, читается книга довольно легко. Нет длинных предложений со сложными конструкциями, и сама структура текста хорошо воспринимается.

А вот с иллюстрациями в атласе все довольно неоднозначно. Они яркие и качественные, даже неплохо подходят по цветовой гамме. Схемы и биологические рисунки в книге очень хорошие.

Примеры биологических рисунков из обсуждаемого атласа

Примеры биологических рисунков из обсуждаемого атласа

Примеры биологических рисунков из обсуждаемого атласа

Примеры биологических рисунков из обсуждаемого атласа

Но проблема в том, что на одном развороте легко могут встречаться фотографии еды, рисунки животных в разных стилях, схемы и несколько вариантов мультяшных людей. Маленькому ребенку это вообще не будет заметно, но взрослому человеку может сильно «резать глаз».

Пример из главы про репродуктивную систему

Пример из главы про репродуктивную систему

Кроме того, в книге регулярно встречаются структурные модели белков. С одной стороны, это хорошо, потому что дети формируют более приближенное к реальности представление о внешнем виде крупных молекул, но с другой — ребенок, скорее всего, не поймет или не запомнит эту картинку, и такие вставки окажутся бессмысленными.

Пример структурной модели белка

Пример структурной модели белка

Эта книга рассчитана на детей, которые проходят биологию «с нуля», поэтому какие-то особенные знания для ее чтения не нужны. Однако, для того, чтобы полностью понять и, тем более, запомнить что-то из представленного, у ребенка должна быть хорошо развита логика и он должен хотеть вникать в каждую страницу. Для понимания она, как и любой атлас, доступна, но только при желании самого читателя. Поэтому лучше всего эту книгу читать в 7–8 классе, когда курс анатомии и физиологии человека не пройден или пройден на базовом уровне.

Комментарии