Спектор Анна Артуровна: «Атлас анатомии человека». Рецензия
14 сентября 2022
Спектор Анна Артуровна: «Атлас анатомии человека». Рецензия
- 103
- 0
- 1
-
Автор
-
Редакторы
128 страниц и немного дополненной реальности, чтобы рассмотреть человеческое тело в прямом смысле со всех сторон. Атлас получился хорошим, но некоторые ошибки сбивают с толку. Поэтому можно в нем и новое узнать, и проверить, правда ли это.
Оценка «Биомолекулы»
Качество и достоверность: 6/10
(0 — некачественно, 10 — очень качественно)
Легкость чтения: 7/10
(0 — очень сложно, 10 — легко)
Оригинальность: 7/10
(0 — похожих книг много, 10 — похожих книг нет)
Кому подойдет: школьникам, изучающим строение человека и считающим, что учебник — это неинтересно
Каким должен быть анатомический атлас для детей?
Конечно, красивым. И эта книга — очень красивая. Помимо славных картинок, с помощью специального приложения можно увидеть виртуальные изображения и схемы почти по всем темам. Это клетки, полости тела, химические элементы, обмен веществ, гомеостаз и, конечно, все системы организма человека.
Оформление книги, конечно, ее сильная часть. В самых мрачных местах нас ободряют веселые картинки. У ребенка со страницы 115 аппендицит, но и он, и его доктор улыбаются. Хорошо, что в книге нет главы про смерть, всt-таки издание для детей, а то бы и там кто-нибудь улыбался.
Текст вполне себе читается, в книге есть и интересные примеры, например, про двух физиков, которые несколько часов сидели в печке для хлеба, не то изображая пирожки, не то проводя эксперименты по терморегуляции. Некоторые сложные современные темы разработаны очень доходчиво и подробно, например, раздел про митохондриальную ДНК. Толковая классификация лимфоцитов, интересно описанная работа глаза, симпатичная схема про определение пола, подробная глава по костно-связочному аппарату и мускулатуре.
Можно узнать и о влиянии хорового пения на ритм сердца, и о том, как ставятся стенты в сосудах, о смысле и наследовании группы крови, и в очень актуальном вопросе, как отличить лилипута от карлика, вы тоже разберетесь. Интересна статья про дальтонизм и его виды, не забыто обоняние и координация движений, хотя, казалось бы, зачем физиология и патофизиология в анатомическом атласе. Очень хороша глава про строение волос и цикл их роста, но схема не очень-то иллюстрирует текст. А репродуктивная система нам так и не была показана. Автор стеснялся.
Но и спорных моментов немало. Наверное, автор провоцирует дискуссию, чтобы книга стала более известной и чаще цитировалась и чтобы ей посвящались рецензии и обсуждения. Системы тела человека вызывают взрыв мозга. Например, автор дарит выделительной системе толстую и прямую кишки. Это настораживает, с какой стати прямая не часть толстой и что здесь делает толстая вообще, если ее основная функция все же в пищеварительной системе. Также мышцы, которые управляются непроизвольно, подарены мышечной системе. То есть сердце и мышечные клетки желудка, сосудов или бронхов — туда же. Но вроде нет, диафрагму вот автор приписал к дыхательной системе. Но если она там, тогда и межреберные мышцы — дыхательная система, а жевательные тогда — пищеварительная. В дыхательной системе отдельно упомянуты легкие и бронхи, что тоже немного озадачивает в плане границы между ними. Почему-то в зиготе два ядра. Рефлюкс описан странно, на странице 112 вместо заброса желудочного сока в пищевод нарисована грыжа, чуть не половина желудка торчит в грудную полость. Досталось и почкам. На схеме на странице 121 всасывание воды происходит в канальцах почек (с чем наука согласна), а в тексте почему-то — в капсулах Боумена. Красноту при ожоге первой степени автор на странице 43 связывает не с расширенными сосудами кожи, а с покраснением эпителия. Остеобласты тоже способны удивить доверчивого читателя, так, на странице 49 они превращаются в остеокласты. В пробирке со свернувшейся кровью автор видит плазму, а не сыворотку. Нейтрофил и эозинофил на странице 77 хочется поменять гранулами. Эритроциты, несущие углекислый газ, выглядят грустными из-за дополнительной работы, на которую они не соглашались.
Некоторые фразы неясны. Например, на странице 27 нам говорят : «Парасимпатические нервы заставляют бронхи сужаться. А парасимпатические нервы — расширяться.» Сделали бы таблицей, было бы яснее, а то неясно, кто расширяется, бронхи или парасимпатические нервы.
Красивая и понятная схема поджелудочной сопровождается туманной фразой «инсулин способствует накоплению в печени глюкозы», как — видимо, автор счел ненужным такие простые пояснения.
Книга в целом страдает хронической словарной недостаточностью, короче говоря, нет ни словаря, ни объяснений в конце книги, ни по тексту. А это ведь атлас для детей и подростков! Например, вы натыкаетесь в тексте на обсуждение рецессивного признака, а что это такое, рецессивный признак, неясно. Или автор говорит о железах внутренней секреции, не поясняя, что это. Или вот роговидные отростки спинного мозга на странице 24, это явно новое в науке. Почему отростки, если это часть мозга и они в его толще? Наверное, не помешали бы объяснения, мы их знаем как рога серого вещества, переубедите нас. Или страница 27 знакомит нас с таким ранее неизвестным понятием, как позвоночная кость. Тоже явно новые термины, которые надо как-то пояснять. Иногда появляются термины, которые озадачивают, например, тело сперматозоида.
Иногда автор закидывает удочку в тему, но рыбу не тащит. Начинает про ткани и пишет всего несколько строк о них, даже не обо всех, про митоз и мейоз — тоже один абзац туманных намеков.
В схемах по топографии иногда все порой загадочно и сложно. Страница 22 показывает большие полушария как точку, неясно, где границы этих полушарий. На странице 12 в брюшной полости органы не все указаны, раз их достали, так пишите, что удалено. Селезенка размером с желудок тоже немного нескромна. Пищевод и желудок в схеме на странице 105 в сложных отношениях, вообще, вид у желудка так себе, видимо, с него сняли часть мышц, но нам не сказали об этом.
В общем, атлас можно читать, дискутировать, местами искать разъяснений в других книгах, но непременно восхищаться 4D схемами, которые останутся в вашем сердечке навсегда.