Стив Брусатти: «Время динозавров. Новая история древних ящеров». Рецензия

Рецензии

Стив Брусатти. Время динозавров. Новая история древних ящеров. Пер. с англ. М.: Альпина Нон-фикшн, 2019 г., Твердый переплет, 358 стр., 60⨉90/16 (145⨉215 мм), 500 г.

Всем известно, что книг о динозаврах много не бывает. Особенно если в них есть картинки и приключения. Эта книга — как раз тот случай. Под обложкой «Времени динозавров» собрано множество увлекательных историй о великих палеонтологах и их открытиях, которые возвращают читателя на 250 миллионов лет назад. Поистине масштабное путешествие, которое помогает понять, как и когда динозавры появились, как они стали правителями на древней Земле, почему эпоха динозавров миновала, и главное, чему может научить нас их удивительная история.

Кому подойдет: всем, кому интересны динозавры

Мы существуем на планете один краткий миг, и если завтра все мы исчезнем — планета этого даже не заметит.

Майкл Крайтон. «Парк Юрского периода».

Книга Стива Брусатти — это пример научно-популярного текста, который не окажется слишком сложным для обывателя или слишком скучным для человека, увлеченного естественными науками. Сумбурное, на первый взгляд, повествование, на самом деле подчинено стройному сюжету, а именно — истории динозавров с начала их появления на Земле и до конца триумфального шествия по планете на протяжении почти 200 миллионов лет.

Автор очень увлеченно и с большим энтузиазмом рассказывает о своей работе. Он видит в динозаврах не почти мифических древних существ или тупиковую ветвь эволюции, а живых созданий, которые рождались, охотились и растили потомство там, где теперь живем и дышим мы, современные люди.

За спиной у Стива Бруссати, несмотря на его молодость, большой опыт научных исследований: он прекрасный специалист по анатомии и эволюции динозавров. Однако известностью он во многом обязан именно своим популярным книгам. Многим интересно будет узнать, что Стив Брусатти был научным консультантом знаменитого сериала ВВС «Прогулки с динозаврами». При желании вам не составит труда найти на Youtube множество тематических видео с его участием, где он просто и с юмором говорит о своей работе палеонтолога.

На страницах своей последней, третьей, книги Стив Брусатти не упускает возможности показать читателю, насколько круто изучать динозавров и принадлежать к сообществу неординарных, смелых и преданных делу коллег со всего земного шара. В книге вы найдете не одну историю знакомства и дружбы с талантливыми учеными, о которых вам обязательно захочется узнать побольше.

Ничто не сравнится по наглости с тем случаем, когда однажды весной 1999 г. я без предупреждения позвонил Уолтеру Альваресу в его офис в Беркли, штат Калифорния. Я был 15-летним мальчишкой с коллекцией камней; он был именитым членом Национальной академии наук США, который почти 20 лет назад предположил, что динозавров уничтожил удар гигантского астероида. Альварес ответил на втором гудке. Что более поразительно, не повесил трубку, когда я промямлил цель своего звонка.

image1.jpg

Палеонтологи Стив Брусатти и Цзюньчан Люй изучают великолепную окаменелость чжэньюаньлуна.

Иллюстрация в книге Стива Брусатти «Время динозавров. Новая история древних ящеров».

Автор подробно и живо описал трудности работы палеонтологов, преимущества и недостатки современных методов исследования, а также случаи, когда удачная догадка ставила под сомнение многолетний опыт специалистов. «Время динозавров» дает общее представление о том, что такое полевые исследования и чего стоит ученому найти действительно хорошую окаменелость. Но главная роль остается за динозаврами. Все повествование книги поделено на главы, соответствующие этапам их шествия по Земле. Оригинальное название «The rise and fall of the dinosaurs» как нельзя лучше иллюстрирует содержание работы. В ней автор смог добиться главного — с помощью науки и владения языком он представил динозавров так, как будто видишь их в собственном дворе. Не обходится и без развенчания некоторых популярных мифов о всем известных ящерах.

Тираннозавр рекс кусал с такой силой, что прогрызал кости жертвы насквозь; взрослым он был настолько крупным, что не мог быстро бегать, а подростком рос так быстро, что целых 10 лет набирал по 2 кг в день; у него был крупный мозг и острые обоняние, слух и зрение, он охотился в стае и даже был покрыт перьями.

Много внимания автор уделяет гигантским завроподам, загадкам их огромного роста, и, конечно, королю всех ящеров — тиранозавру. Уверена, что после прочтения этой книги вы будете смотреть «Мир Юрского периода» совершенно другими глазами.

image2.jpg

Скелет Tyrannosaurus rex в Американском музее естественной истории в Нью-Йорке.

Наконец, Стив Брусатти заставляет задуматься о том, что человечество живет на Земле лишь краткий миг. Мы, как и динозавры 66 млн лет назад, владеем нашей планетой и не видим себе равных. Из чего можно сделать вывод, что наше исчезновение не станет чем-то из ряда вон выходящим. Остается только надеяться на лучшее и учиться беречь наш большой, но хрупкий дом.