Подписаться
Биомолекула

Ванна Винчи: «Девочка юрского периода». Рецензия

Ванна Винчи: «Девочка юрского периода». Рецензия

  • 238
  • 0,1
  • 0
  • 0
Добавить в избранное print
Рецензии

Ванна Винчи. Девочка юрского периода. М.: Пешком в историю, 2021, 48 с.

Главный герой книги — девочка Аня — безумно увлечена всем, что связано с динозаврами, и однажды обнаруживает, что они ожили и стали частью её повседневной жизни. В прекрасно иллюстрированной книге Ванна Винчи остроумно рассказывает о преодолении детских страхов.

Оценка «Биомолекулы»

Качество и достоверность: 10/10
(0 — некачественно, 10 — очень качественно)

Лёгкость чтения: 10/10
(0 — очень сложно, 10 — легко)

Оригинальность: 10/10
(0 — похожих книг много, 10 — похожих книг нет)

Кому подойдет: книжка адресована детям младшего школьного возраста, но и их родителям может дать хорошую пищу для размышлений.

В одном из интервью Ванна Винчи (см. фото) призналась, что сама с детства обожала динозавров и даже хотела стать палеонтологом. Из давней страсти к динозаврам и из желания рассказать детям о том, как справляться со своими страхами, и родилась книга «Девочка юрского периода». Даже в этой детской книжке хорошо узнаваем авторский стиль — умение создавать персонажей, способных уживаться со своими сомнениями, неуверенностью и экстравагантностью. Вообще, творчество Ванны Винчи пока что мало известно в России, однако её работы хорошо знают в Европе. Среди созданных Винчи образов и персонажей (большинство из которых девочки), пожалуй, самым узнаваемым является Девочка-философ (La Bambina Filosofica). Это маленькая бунтарка, наглая матершинница, подпитывающая свою нигилистическую натуру чтением философии и прослушиванием Ramones. Поскольку, в отличие от своей «старшей сестры», девочка юрского периода ориентирована на детскую аудиторию, тон и стиль рассказа значительно смягчены. Бунт тут тоже присутствует, но направлен скорее «внутрь».

Ванна Винчи — итальянский писатель, иллюстратор, художник-карикатурист и педагог. В 1987 году, окончив Европейский институт дизайна в Милане, она вместе с другом открыла графическую студию Mow Mow в Кальяри. В настоящее время преподает в Академии изящных искусств в Болонье. Помимо графических романов и комиксов, Ванна создаёт иллюстрации для детских книг. За свои работы удостоена различных наград, таких как Yellow Kid лучшему художнику-комиксисту в 1999 году, Gran Guinigi в 2005 году и премии Romics в 2001 году как лучшему европейскому художнику за книгу L’et selvaggia. Кроме «Девочки юрского периода» на русском языке также издана её книга «Девочка юрского периода и загадочный друг».

Безмерное увлечение динозаврами рождается из глубокого одиночества, в котором пребывает Аня, главный герой книги. У неё единственный друг — и тот плюшевый велоцираптор (нарисованный, между прочим, с учётом современных палеонтологических данных). Окружение Ани требует от неё прилежания, что толкает на притворство, из-за чего она часто использует своё «суперсекретное оружие» — «роль хорошей девочки». Судя по всему, ни мама Ани, ни одноклассники не разделяют её увлечение динозаврами, что только углубляет погружение девочки в выдуманный мир. Одна из идей, продвигаемых в книге, — это поощрение детской фантазии и непосредственности. В противном случае ребёнок рискует замкнуться в себе. Читая книгу, нельзя не ощущать конфликт между экстравагантностью Ани (например, желание прийти на вечеринку в костюме динозавра) и конформностью (желание соответствовать чужим ожиданиям). Из этого рождается бегство от реальности. Именно так динозавры чудесным образом оживают и как бы физически присутствуют в повседневной жизни ребёнка.

Другой важный момент в книге, как уже упоминалось, — борьба с детскими страхами. Набор страхов у Ани стандартный — страх темноты, стоматолога, хулиганов, бассейна, отчуждённости на вечеринке. «Ожившие» динозавры, которые всюду следуют за девочкой, помогают ей чувствовать себя увереннее и постепенно справляться с каждым из страхов.

Как сказала Ванна Винчи в одном из интервью:

Я хочу, чтобы это послание дошло до детей. Мне бы хотелось, чтобы они не чувствовали себя странными или не такими особенными только потому, что они и их сверстники ценят разные вещи. Я также хотела бы, чтобы они твердо верили в свои мечты и в свои придуманные миры.

И здесь не покидает двоякое чувство. С одной стороны, автор учит детей полагаться на себя. С другой стороны — безумно грустно, когда для ребёнка единственной опорой служит придуманный им самим мир. Что ж, когда знаток постмодернистской иронии вдруг пишет детскую книжку, «синдром поиска глубинного смысла» включается сам собой. Разумеется, «Девочка юрского периода» не о динозаврах. За прекрасными озорными иллюстрациями и незамысловатой историей скрывается умное многослойное размышление об одиночестве, неприятии и детских страхах. Читая эту книгу, ценные для себя мысли извлекут и дети и, хочется верить, их родители.

Комментарии