https://extendedlab.ru/?utm_source=utm_source%3Dbiomolecula.ru&utm_medium=utm_medium%3Dbanner&utm_campaign=utm_campaign%3Dbiomolecula&utm_content=utm_content%3Dperehod_ot_biomolekula&utm_term=utm_term%3Dbiomolecula
Подписаться
Биомолекула

Water Family: «Спасем воду вместе. Учебник юного эколога». Рецензия

Water Family: «Спасем воду вместе. Учебник юного эколога». Рецензия

  • 172
  • 0,1
  • 0
  • 1
Добавить в избранное print
Рецензии

Water Family. «Спасем воду вместе. Учебник юного эколога». М.: «Пешком в историю», 2020. — 96 с.

Эта книга рассказывает детям и взрослым об экологических проблемах, связанных с водой. В ней раскрывается сразу огромное количество тем, а то, что книга адаптирована для русскоязычного читателя и полна знакомыми нам примерами, дает лучшее понимание и вовлеченность. Имеющиеся фактические ошибки (нужно сказать, в немалом количестве!) при внимательном чтении будут легко обнаружены, а изучение книги вполне может стать даже интереснее. Так что будьте начеку!

Оценка «Биомолекулы»

Качество и достоверность: 5/10
(0 — некачественно, 10 — очень качественно)

Легкость чтения: 8/10
(0 — очень сложно, 10 — легко)

Оригинальность: 8/10
(0 — похожих книг много, 10 — похожих книг нет)

Кому подойдет: всем — и детям, и взрослым, кому интересна природа, современная экология, рациональное использование воды и экологичный образ жизни. И, конечно, любителям искать ошибки в книгах.

Этот, действительно, учебник юного эколога, начинается с введения, которое озаглавлено «Наводнение! Вернее, нет... Введение!», где координатор проектов Зеленого движения «ЭКА», Мария Малороссиянова, рассказывает о самой главной теме книги — рациональном использовании воды. Эта тема раскрывается с разных сторон в трех частях: «Кругом вода», «Бесценная вода», «А что можешь сделать ты?».

Учебник юного эколога — это перевод французской книги, в которой французские спортсмены из Water Family рассказывали, почему воду нужно защищать и бережно к ней относиться, с особенным акцентом на том, что именно мы можем для этого сделать. В русскоязычной версии были добавлены комментарии от российских экоактивистов, и, в целом, книга адаптирована под отечественного читателя.

Разворот одного из разделов обсуждаемой книги

Рисунок 1. Разворот одного из разделов обсуждаемой книги.

Само понятие учебника юного эколога подразумевает охват многих тем. В нем есть информация и из биологии, и из географии, и из истории нашей планеты, и еще из множества разных наук. Такой подход, когда по верхам показывается масштаб того, какую роль вода играет в нашей жизни, очень хорош для детской книги, какой она позиционируется. Получается, действительно, что-то вроде учебника по экологии, такой небольшой, но очень многогранной энциклопедии. В книге поднимаются экологические вопросы, социальные (например, неравенство в отношении доступности воды в тех или иных регионах, которое оказывает огромное влияние на жизнь людей), вопросы изменения климата и связанного с ним снижения биоразнообразия, проблемы загрязнения пластиком.

Интересно рассказывает книга и про течения, например, что существует Нордкапское течение, благодаря которому Мурманск — незамерзающий порт, или о том, что горы занимают примерно 24% поверхности континентов, или что бо́льшая часть пресной воды содержится в ледниках. Читатель узнает и про невидимую воду, которая используется для создания вещей и еды, и о проблеме планируемого устаревания, и прочитает про экотранспорт.

И все же нашлось в этой замечательной книге и место для сомнительных фактов и ошибок. В ней есть некорректные обобщения, которые можно было бы и не делать: например, говорится, что кровь на 90% состоит из воды, но этот факт относится именно к плазме крови, о чем сразу можно было бы сообщить. Сомнительно выглядят и некоторые советы о том, что нужно пить воду до и после еды, и еще перед сном, и в каких именно объемах. Не всегда и не всем это нужно делать, а информация подается без уточнений.

Или, например, в тексте говорится: «Вода помогает поддерживать в твоем организме постоянную температуру около 37о С». Но ведь можно сразу сказать, выше или ниже, почему не сказать точно, почему не отвести 1–2 предложения для пояснения, ведь про норму все знают, а откуда тогда вот это «около 37о С»? Точно так же кратко говорится о двух гипотезах появления воды на Земле, хотя это главных гипотез — две, а так-то их больше. И это небольшое уточнение существенно бы изменило некоторую категоричность в указании числа гипотез.

А во фрагменте «После физкультуры везде болит и колет. Часто такие боли связаны с плохим вымыванием отходов из твоего организма» либо перевод был осуществлен неточно, либо изначально в оригинале слишком некорректно сказано. Точно такая же проблема, чрезмерная упрощенность, но хотя бы не ошибочность, встречается в некоторых подразделах, например, в «Вода — источник жизни». Естественно, всегда возникает дилемма при написании научно-популярных книг и увлекательных учебников для детей — выбрать фактическую точность или понятность и интересность для детской аудитории. При чтении этой книги постоянно возникает такое ощущение, что где-то не хватает точности, а где-то — интересности из-за обилия фактов, поэтому, к сожалению, можно сказать, что справиться с этой задачей и побороть дилемму у авторов не получилось.

Есть в книге и факт о том, что деревья состоят на 90% из воды, но, видимо, имеются в виду листья, потому как сами деревья, в целом, состоят более чем на 50% из воды, и разница в цифрах и смысле, который в них имеется, очевидна. Или в книге приведен факт о том, что дуб в день пьет 500 литров воды. Если внимательно посмотреть в интернете, то так-то оно так, но это актуально для векового дуба. А школьник, да и любой читатель, сразу не поймет, о каком дубе, какого возраста и размера, именно речь. Опять, как и в ранее приведенных примерах, в деталях, которые упущены, скрыт большой смысл. А упоминание о том, что в пустыне Атакама дожди происходят раз в 10 лет, и после этого все цветет, представляет собой настолько широкое обобщение, что становится полностью ошибочным.

Есть и другие фактические ошибки, которых можно было бы избежать при более тщательной проверке фактов (буквально каждый стоило бы проверить при переводе и при научном редактировании!) и отказа от категоричности формулировок. И нельзя не заметить, насколько грустно видеть в этой книге еще и пунктуационные ошибки. Они нередки и, к сожалению, чаще всего касаются вводных слов.

Но вернемся к содержанию книги. Мы обсудили первые две части, а их на самом деле три. И благодаря последней части этот учебник не только рассказывает факты, но и дает советы! Так, в последней, третьей, части книги приведены советы журналиста и экоблогера Елены Володиной, есть мастер-классы «Сделай сам», где приведены целые рецепты для создания из простых ингредиентов чистящего средства, порошка для стирки, биомыла, пены для бритья. Разумеется, все это экологичное.

Рецепт пюре из забытых фруктов

Рисунок 2. Рецепт пюре из забытых фруктов. Иллюстрация из обсуждаемой книги.

И все-таки стоит подчеркнуть, что, несмотря на перечисленные ошибки, книга написана аккуратно в смысле отсутствия фанатизма и навязывания своего мнения читателю, без излишней паники и игры на эмоциях. И это — важный плюс!

Книга может быть полезна и интересна многим: и детям, которые только начинают узнавать, что такое осознанное потребление и экологичный образ жизни, и взрослым, которые с этой темой не знакомы или знакомы поверхностно, и школьникам, которые проходят на разных уроках экологию и хотят больше узнать о ней. В любом случае, книга найдет своего читателя и будет интересна всем, описанным выше, потому как в ней информация подается и в виде текста, порой сложного, и в виде рисунков, и в виде мастер-классов, которые будут в радость и детям, и взрослым. Кстати, иллюстрации в книге милые и забавные, порой они не дублируют текст, а дополняют его, например, в виде инфографики. Единственное, не забывайте проверять факты, которые прочтете в книге!

Комментарии