Подписаться
Биомолекула

А.А. Спектор: «Живой мир». Энциклопедия. Рецензия

А.А. Спектор: «Живой мир». Энциклопедия. Рецензия

  • 200
  • 0,1
  • 0
  • 0
Добавить в избранное print
Рецензии

А.А. Спектор. «Живой мир». М.: «АСТ», 2021. — 63 с.

Говоря кратко об этой книге — идея хорошая, но исполнение подкачало. Энциклопедия пытается объять необъятное и дать читателю поверхностное представление о сложной и многообразной науке — биологии. К сожалению, попытка это напрасная и не увенчана успехом. Давайте разберем — почему, и как этого можно было бы избежать.

Оценка «Биомолекулы»

Качество и достоверность: 5/10
(0 — некачественно, 10 — очень качественно)

Легкость чтения: 9/10
(0 — очень сложно, 10 — легко)

Оригинальность: 5/10
(0 — похожих книг много, 10 — похожих книг нет)

Кому подойдет: детям младшего и среднего школьного возраста (хотя книга идет как 12+)

«Живой мир» входит в серию энциклопедий «Простая наука 4D», особенностью которой служит возможность погружения в дополненную реальность. Сделать это можно с помощью специального приложения ASTAR 4D, которое необходимо скачать на смартфон. Задумка хорошая, однако приложение очень долго загружается при открытии, каждый раз нужно выбирать свою книгу из списка. Поэтому лучше его открыть один раз, просмотреть изображения и прослушать дополнительную аудиоинформацию сразу на всех страницах книги — и навсегда забыть о существовании этого приложения.

Содержание энциклопедии — давайте взглянем, что есть, а чего не хватает

В первой половине книги представлены разделы, рассказывающие о том, что такое биология и каковы области ее интересов, что изучают биогеографы, экологи, палеонтологи, микробиологи и другие биологи. Что такое жизнь, как и когда она зародилась, какими методами ее исследуют: например, что такое микроскоп, кто и когда его изобрел и начал применять, какие типы микроскопов существуют. Простыми словами рассказано здесь и об эволюции и естественном отборе. Читатель узнает, кто такие прокариоты и эукариоты, одноклеточные и многоклеточные, как происходил выход на сушу.

«Когда появились леса из гигантских хвощей и папоротников, на сушу стали постепенно выходить животные. Представляешь, какая нужна была для этого смелость? Почти такая же, как для выхода в космос, даже бóльшая, потому что космонавты имели заранее построенные космические корабли и скафандры, а первопроходцы суши должны были в процессе эволюции сами отрастить себе лапы, чтобы ходить, и легкие, чтобы дышать воздухом. Неудивительно, что эти смельчаки долгое время сохраняли жабры» — эпичная и при этом понятная детям фраза. Только о том, кем же были эти смельчаки, придется догадываться самим: в тексте об этом не сказано.

Но не будем слишком строги к энциклопедии, все-таки есть в ней и информативные, хорошо и подробно представленные для читателя факты. Принципы действия естественного отбора рассказываются на понятных примерах, вот один из них:

Допустим, что у некоторых волков в стае более крепкие зубы, чем у остальных, и потому им легче откусывать и пережевывать пищу. В результате эти животные будут более здоровыми и сильными, более удачливыми в охоте, и именно эти звери смогут выжить и оставить потомство, у которого также будут крепкие и здоровые зубы

Разделы, посвященные генетике, написаны тоже вполне понятным языком, объясняются основные понятия и механизмы. Однако читателю, не знакомому с понятием «ген», придется сперва прочесть о его роли в наследственности, о доминантных и рецессивных аллелях, а уже только в следующем разделе наконец узнать, что же такое этот самый ген. Поэтому разделы «Генетика: наследственность и изменчивость» и «Гены и ДНК» стоило бы поменять местами или объяснить понятие гена уже в разделе про наследственность и изменчивость. Если все же с пониманием возникли проблемы, можно открыть приложение и полюбоваться наглядной схемой цепи ДНК. И перейти на следующую страницу, где можно изучить строение клетки, внутри которой ДНК и находится:

ДНК из дополненной реальности

Рисунок 1А. ДНК из дополненной реальности

Клетка из дополненной реальности

Рисунок 1Б. Клетка из дополненной реальности

Далее представлены разделы, из которых вы узнаете о свойствах живых организмов, дыхании и фотосинтезе, гомеостазе, симбиозе, экосистеме. Не надо пугаться страшных слов, они все раскрываются и довольно понятны для ребенка.

Вторая половина книги посвящена систематике и описанию групп живых существ. И даже о неживых вирусах: здесь, кстати, представлены неплохие схемы строения вируса и механизм его проникновения в клетку.

Виртуальные вирусы

Рисунок 2А. Виртуальные вирусы

Схемы проникновения вируса в клетку

Рисунок 2Б. Схемы проникновения вируса в клетку

А в разделах о вирусах и бактериях упомянуто о важности вакцинации: например, сказано, что оспу удалось победить с помощью массовой вакцинации. Это очень важно — рассказывать детям о пользе прививок.

Дальше в энциклопедии вы узнаете о строении и образе жизни различных простейших на «классических» примерах амебы, инфузории-туфельки и эвглены зеленой; о разных грибах: и привычных со шляпками и ножкой, и о плесневых, а также о слизевиках (которые, кстати, вовсе и не грибы, а сборная группа одноклеточных существ); о растениях: размножении папоротников, разнообразии водорослей, строении цветка и видах плодов цветковых растений.

О животных много узнать не получится, в энциклопедии им отведено не так много места, но познакомиться с некоторыми их группами все-таки можно: с беспозвоночными в виде иглокожих, кораллов, моллюсков и насекомых. Но при описании позвоночных есть какая-то дискриминация: рыбам, птицам и млекопитающим отводится по целой странице, но земноводные и пресмыкающиеся почему-то не удостоены той же чести и делят одну страницу пополам. Зато одному виду животных посвящен аж целый разворот: человеку, конечно. В нем вы найдете абзац об эволюции, абзац об анатомии и обмене веществ.

На этом книга и заканчивается. Прочтя ее, вы получите некое общее представление о биологии и живом мире, узнаете ряд интересных фактов: например, почему малина не ягода, а огурец — ягода; откуда у морского слизня способность фотосинтезировать; какая польза миру от мухомора. И другие факты, которые мы уже частично рассказали в рецензии.

Кто целевая аудитория у энциклопедии?

Назвать энциклопедию совсем бесполезной нельзя, однако не очень понятно, для какой целевой аудитории она была написана. Детям старше 12 лет, для которых предназначена книга, согласно информации на обложке, она, скорее всего, не нужна. Она не дает дополнительной информации к школьным учебникам биологии. А вот детям младше 12 лет она могла бы пригодиться и быть интересной. Первоклассники могут полистать ее и полюбоваться иллюстрациями, а третьеклассники уже смогут понять бóльшую часть книги или, по крайней мере, получить представление о том, что им предстоит изучать в средней и старшей школе.

Кроме того, подобных энциклопедий о живом мире много, а в чем преимущества конкретно этой — не совсем понятно. В приложении с дополненной реальностью? Если бы оно было не таким медленно загружающимся и с более качественными объемными изображениями, может быть. Или, допустим, с объемными панорамами на разворотах. Вот такую книгу точно стоило бы приобрести!

Давайте остановимся на ошибках энциклопедии (раздел для любителей поискать ошибки или поужасаться таковым)

У этой же книги к тому же немало недостатков. Как недочетов, так и ошибок. Приведем некоторые примеры.

Не хватает пояснений к некоторым терминам, например, стоило бы указать, кто такие хромисты, что такое парвотряд, микориза, клеточный центр. Далеко не каждый взрослый знает, что это такое, поэтому не стоило в книге упоминать понятия, которые никак потом не объясняются. Третий закон Ньютона, также упоминаемый в энциклопедии, тоже хорошо было бы пояснить для тех, кто еще с ним не знаком или уже успел забыть.

В разделе с названием «Насекомые и пауки» о пауках практически ничего не рассказано, кроме того, что это членистоногие. Досадно.

«Благодаря растениям кислород в воздухе никогда не заканчивается. Поэтому растительный мир Земли часто называют легкими нашей планеты» — здесь-то детям и стоило бы объяснить, почему это не совсем корректная фраза. С помощью легких кислород не вырабатывается, а поглощается. И выделяется углекислый газ. Так что растительный мир вряд ли стоит с ними сравнивать.

«Голосеменные растения, как, например, папоротники, размножаются спорами» — здесь закралась ошибка. Папоротники — ни разу не семенные растения, ни голо-, ни покрытосеменные.

Жизненный цикл кораллового полипа описан и вовсе неверно. «Медуза и коралл — одно и то же существо, только медуза — это половое поколение, а полип — бесполое» — вовсе нет, совершенно разные. У кораллов даже медузоидной стадии в жизненном цикле нет. Возможно, здесь вместо слова «коралл» изначально планировалось слово «полип». Читаем дальше: «Полип размножается почкованием. Почки высвобождаются и превращаются в свободно плавающих медуз. Мужские особи образуют сперматозоиды, женские — яйцеклетки. После оплодотворения получаются личинки — планулы. Планулы оседают на дно и порождают неподвижные полипы». И понимаем, что здесь описан жизненный цикл медуз — сцифоидных медуз и кубомедуз. Действительно, полип размножается бесполым путем, почкованием, почки превращаются в половое поколение — медуз, они производят гаметы, после их слияния образуется зигота, она развивается в личинку, которая оседает и превращается в полипа. Так каков же жизненный цикл кораллов? Половое размножение — кораллы мечут яйцеклетки и спермии, они гермафродиты. После оплодотворения из зиготы формируется личинка планула. Планула оседает на дно, давая начало новым кораллам. Бесполое размножение — почкование. И никаких медуз в жизненном цикле. Кстати, на иллюстрации, подписанной как «Жизненный цикл кораллового полипа» изображено строение коралла из книги этой же серии «Подводный мир», но никак не его жизненный цикл.

На странице с разделом «Водоросли, мхи и хвощи» в приложении мы находим почему-то изображение кораллового рифа. Но хотя бы не такое же, как в разделе про кораллы, и вполне симпатичное:

Изображения кораллового рифа

Рисунок 3А. Изображение кораллового рифа

Изображения кораллового рифа

Рисунок 3Б. Изображение кораллового рифа

Опечатки или какая-то путаница закралась и в другие места. В разделе «Растения» встречаем фразу: «В мире около 350 000 видов растений, ученые описали пока 287 655 из них», а в разделе «Цветки и плоды» уже следующее: «Всего известно 350 000 видов цветковых растений». И там же ниже: «На нашей планете насчитывается 250 000 видов цветковых растений». Так какому из этих чисел нужно верить? Согласно статье 2016 года, общее число описанных видов растений составляет 374 000 (и около 2 000 новых видов описывают ежегодно), цветковых растений из них — 295 383.

О растении без фотосинтеза под названием подъельник сказано: «Он питается за счет микроскопических грибов и растений, в корни которых подъельники проникли». Это не совсем так: подъельники получают питание от грибных гиф, которые образуют микоризу с другими растениями. То есть они получают питание от растений лишь опосредованно, но не проникают в их корни.

Мутуализм — это не только взаимовыгодное сотрудничество, как написано в энциклопедии, но и обязательное. А в книге указано только о взаимной выгоде. Некорректно.

Буйволовы скворцы не только поедают паразитов на шкуре носорогов и других копытных (заметьте, какое интересное поведение!), но и питаются с удовольствием кровью из ран (что еще более интересно!), можно было бы это упомянуть, интересно же.

Можно еще придраться, что на рисунке кряквы с птенцами изображены птенцы домашней утки, а не дикой. У дикой они темно-оливковые с желтоватыми щечками, а не полностью желтые. Но это, можно сказать, мелочи, а что действительно расстраивает, так это иллюстрации с анатомией кошки и органами человека:

Анатомия человека по версии авторов энциклопедии

Рисунок 4А. Анатомия человека по версии авторов энциклопедии

Анатомия кошки по версии авторов энциклопедии

Рисунок 4Б. Анатомия кошки по версии авторов энциклопедии

Кажется, на них чего-то не хватает. У несчастной кошки нет почек, из выделительной системы есть только мочевой пузырь, как должна выделяться моча, неясно. Спасибо, хоть анус есть. У человека и того нет. Почки, кстати, есть, и мочевой пузырь. Но если выделительная система хоть чем-то представлена, то половой системы у млекопитающих, видимо, нет вообще. Несчастные мутанты. Жаль, что в такой позитивной книге детям придется на них смотреть и недоумевать. Что помешало авторам изобразить половую систему хотя бы у кошки — большая загадка. Хотя бы внутреннюю. Да и закон о защите детей от информации не запрещает в категории 12+ схематично и ненатуралистично изображать половые отношения между мужчиной и женщиной. То есть половую систему, даже эти «непристойные» наружные половые органы тем более можно изображать и у кошки, и у человека.

Какой вывод можно сделать о книге? Она вам не нужна. Но если вдруг вы получили ее в подарок, полистайте, можете найти что-то интересное.

Комментарии