https://extendedlab.ru/?utm_source=utm_source%3Dbiomolecula.ru&utm_medium=utm_medium%3Dbanner&utm_campaign=utm_campaign%3Dbiomolecula&utm_content=utm_content%3Dperehod_ot_biomolekula&utm_term=utm_term%3Dbiomolecula
Подписаться
Биомолекула

А.А. Спектор, В.В. Ликсо: «Подводный мир». Энциклопедия. Рецензия

А.А. Спектор, В.В. Ликсо: «Подводный мир». Энциклопедия. Рецензия

  • 83
  • 0,0
  • 0
  • 0
Добавить в избранное print
Рецензии

А.А. Спектор, В.В. Ликсо. «Подводный мир». М.: «АСТ», 2022. — 63 с.

Книга, а точнее, энциклопедия, рассказывает о жизни разных групп водных животных, беспозвоночных и позвоночных. Вы узнаете о злопамятности каракатиц, заботливости морского конька, хозяйственности рака-отшельника, познакомитесь со скоростными рыбами парусниками и марлинами, склизкой зубастой муреной, рыбой с «бровями», самым большим китом. И все это — не выходя из дома. А вдобавок, с дополненной реальностью. Насколько хорошо получилось воплотить последнее, а также рассказ о подводном мире, разберем в рецензии!

Оценка «Биомолекулы»

Качество и достоверность: 7/10
(0 — некачественно, 10 — очень качественно)

Легкость чтения: 10/10
(0 — очень сложно, 10 — легко)

Оригинальность: 5/10
(0 — похожих книг много, 10 — похожих книг нет)

Кому подойдет: детям младшего и среднего школьного возраста (хотя книга идет как 12+)

Энциклопедия достаточно интересная, в ней кратко рассказано о некоторых группах водных животных, от беспозвоночных до позвоночных, благодаря чему можно получить общее представление о подводной жизни и заинтересоваться конкретными животными или фактами, чтобы пойти изучать их дальше в других источниках. Здесь есть разделы, посвященные отдельным группам животных, а также раздел о воде как колыбели жизни, в котором рассказано о Мировом океане, зонах океана, группах обитающих в них животных (нектон, плейстон, планктон).

Вы узнаете о важной роли планктона в океане, о жизненном цикле медуз, питании кораллов, регенерации лучей морской звезды, долгой жизни морского ежа, о морском вампире и подводной клецке, об удивительных и опасных способностях скатов, выдвижных челюстях мурены, родственниках скумбрии из магазина. И конечно, по ходу повествования выясните, что же за рыба изображена на форзацах. А вы знали, что обыкновенный карп — это сазан? А что он него произошли декоративные рыбки кои? Ну или хотя бы, что тюлени — это родственники медведя? Если не знали, тогда книга будет вам хоть немного полезна.

Понятно, что эта книга — краткая версия более полной энциклопедии, однако все же хотелось бы предложить добавить в раздел об осьминогах про ум этих удивительных животных и сложное строение их нервной системы. Хочется также добавить, что пушистый краб-йети, о котором идет речь на одной из страниц — глубоководный и обитает вблизи черных курильщиков; открыли его совсем недавно, в 21 веке. В длинных щетинках живут хемосинтезирующие бактерии, которыми краб питается (или органическими веществами, которые они производят). Читателям наверняка было бы интересно узнать, для чего этому пушистому крабу нужны щетинки.

Есть здесь и важные малоизвестные факты, например, в разделе про акул сказано, что белая акула ежегодно съедает меньше людей, чем их тонет, а также, что она сама нуждается в защите от человека и вымирает. По этой же логике можно было бы добавить в раздел про коралловые полипы краткую информацию об их массовом выцветании. А еще почему-то здесь не хватило места для раздела об ушастых тюленях и моржах. Они как будто потерялись или уплыли куда-то.

Хочется отметить некоторые моменты, которые стоило бы, буквально одним-двумя предложениями, более подробно пояснить для читателя. Это принесло бы большее понимание, о чем ведется речь, а также на что стоит обратить внимание.

«Афалины, как и другие дельфины, способны хорошо видеть даже в полной темноте. Кроме того, в отличие от многих других животных, они одинаково хорошо видят и в воздухе, и под водой... » — здесь было бы интересно дополнить, за счет чего такое хорошее зрение, добавить рисунок строения глаза или написать, что способность видеть в воздухе и воде достигается за счет особой формы роговицы и зрачка.

«Рыбки-клоуны в течение жизни могут менять пол» — это же самая необычная особенность этих рыб! Детям наверняка были бы интересны подробности, при каких обстоятельствах рыбка меняет пол, и что папа Немо из мультфильма должен был стать мамой после гибели самки.

«Хотя косатки поддаются дрессировке и обучению, нередко они проявляют агрессию по отношению к человеку, как и любой хищник, и способны напасть на дрессировщика. Поэтому работать с этими китами-убийцами надо очень осторожно» — хочется добавить: «поэтому содержать их в неволе нельзя». Кстати, в природе не известно ни одного случая нападения косатки на человека, только в неволе. Детям важно знать о недопустимости содержания китообразных в неволе для развлечения. Косатки — очень семейные животные, разлучение с родными для них — большая травма. Кроме того, никакой, даже самый большой искусственный водоем не заменит океан. Также было бы интересно упомянуть про экотипы косаток в нашей стране — рыбоядный и плотоядный. В океанариумах, кстати, содержат плотоядных. И заставляют их есть рыбу вместо привычных тюленей. (На «Биомолекуле» уже выходили рецензии на книгу «Облачно, возможны косатки», в которой как раз говорится об этом, вот ссылка на одну рецензию, и вот — на другую).

«Камчатский краб — рак-отшельник без раковины» — вот это поворот! Не так ли? Однако все ж это и не рак-отшельник, они действительно родственны, входят в инфраотряд неполнохвостые, но в разные надсемейства и семейства. Но, возможно, для юных читателей это избыточная информация. Или нет?

«Отличительная особенность тюленя-хохлача — наличие под носом у самцов кожаного мешка, который при демонстрации преимущества или в случае опасности раздувается» — жалко, что не сказано о его ярко-красном цвете, а также фото подобрано такое, где его нет. Кстати, у хохлачей есть еще и кожаный мешок над носом, или скорее на носу, только он не красный, а в цвет кожи.

Присутствуют в книге и занимательные опечатки:

Раздел об актиниях: «Пока не ясно, из-за чего это происходит: то ли от солености воды, то ли по причиния изменения освещения». Актиния-причиния, рифма поэтам на заметку.

Раздел о золотых рыбках: «Среди золотых рыбок встречаются и особи с белой окраской, напоминающие о серебряном карасе их родоначальника» — подразумевался, конечно, серебряный окрас, а не карась, но слова похожие.

Похожих детских книг, даже с одноименным названием, очень много. Эта энциклопедия входит в серию «Простая наука 4D», отличительной особенностью которой является возможность погружения в дополненную реальность. Сделать это можно с помощью специального приложения ASTAR 4D, которое необходимо скачать на смартфон. Задумка хорошая, однако приложение очень долго загружается при открытии (по нескольку минут), каждый раз нужно выбирать свою книгу из списка. Поэтому, как автор рецензии, возьму на себя смелость дать совет — лучше открыть приложение один раз, просмотреть изображения и прослушать дополнительную аудиоинформацию сразу на всех страницах книги и навсегда забыть о его существовании. О качестве возникающих в дополненной реальности 3D-картинках судите сами:

Коралл

Рисунок 1А. Коралл из приложения ASTAR 4D для смартфонов.

А.А. Спектор, В.В. Ликсо. «Подводный мир»

Черепаха

Рисунок 1Б. Черепаха из приложения ASTAR 4D для смартфонов.

А.А. Спектор, В.В. Ликсо. «Подводный мир»

Тюлень

Рисунок 1В. Тюлень из приложения ASTAR 4D для смартфонов.

А.А. Спектор, В.В. Ликсо. «Подводный мир»

Иллюстрации на страницах книги, в сравнении с теми, которые можно увидеть через приложение, более симпатичные, особенно впечатляет фото рыбы во весь форзац:

Рыба на форзаце

Рисунок 2А. Рыба на форзаце

А.А. Спектор, В.В. Ликсо. «Подводный мир»

Очаровательные кальмары

Рисунок 2Б. Очаровательные кальмары

А.А. Спектор, В.В. Ликсо. «Подводный мир»

Для кого эта книга? Скорее для старших дошкольников, детей младшего и среднего школьного возраста, а не для детей от 12 лет и старше, как указано в описании книги. Здесь много красочных иллюстраций, которые будет интересно разглядывать многим, но при этом мало текста для старших школьников, которые больше по теме узнают из школьного курса биологии либо из более информативных книг. Специально приобретать эту книгу, пожалуй, не стоит, но, если вам ее подарили, получите удовольствие при прочтении, даже если вам в несколько раз больше, чем двенадцать лет.

Комментарии