Александр Макаров: «Общая биология. Происхождение жизни, доклеточные и клеточные формы». Рецензия
17 декабря 2025
Александр Макаров: «Общая биология. Происхождение жизни, доклеточные и клеточные формы». Рецензия
- 18
- 0
- 0
Макаров Александр Михайлович. «Общая биология. Происхождение жизни, доклеточные и клеточные формы». Петрозаводск, Издательство ПетрГУ, 2025. — 601 с.
-
Автор
-
Редактор
Темы
Новый учебник общей биологии для вузов, написанный преподавателем ПетрГУ, рассказывает относительно простым языком о самых сложных эволюционных проблемах: происхождении жизни, клетки, эукариот и многоклеточности. Впервые в России эти вопросы освещаются в одном учебном пособии полно и на основе максимально современных данных. Книга подойдет не только студентам, но и широкому кругу читателей, интересующихся современной биологией.
Оценка «Биомолекулы»
Качество и достоверность: 10/10
(0 — очень сложно, 10 — легко)
Легкость чтения: 7/10
(0 — очень сложно, 10 — легко)
Оригинальность: 9/10
(0 — похожих книг много, 10 — похожих книг нет)
Кому подойдет: студентам-биологам, студентам смежных специальностей, старшеклассникам профильных школ и всем интересующимся биологией.
Александр Михайлович Макаров — биолог, доктор биологических наук, преподает в Петрозаводском государственном университете. Его публикации в рецензируемых изданиях в основном посвящены зоологии млекопитающих, ее же он ведет как предмет для студентов Института биологии, экологии и агротехнологий. Однако, помимо этого, Александр Михайлович преподает геоэкологию и основу всех наук о жизни — общую биологию.
Именно по этому предмету он выпустил собственное учебное пособие, которое мы и обсудим в этой рецензии. Его структура и выходные данные показывают, что предназначено оно для студентов, изучающих предмет «Общая биология», да и выпущено собственным издательством университета. Обычно такие издания не выходят за рамки университета и курса, для которого они писались. Но объем и уровень руководства заставили нас взглянуть на него подробнее — особенно в свете катастрофической нехватки фундаментальной общебиологической литературы на русском языке.
Пособие Макарова посвящено современным проблемам происхождения жизни и ранних этапов ее эволюции и состоит из пяти разделов. В первом разделе подробно описаны подходы к определению жизни и общие принципы ее функционирования, второй посвящен биохимической эволюции и происхождению жизни, в третьем рассматривается происхождение клеток и современных неклеточных форм, четвертый в основном касается происхождения эукариот, а пятый посвящен происхождению многоклеточных животных.
Все пять проблем, организационно соответствующих пяти разделам книги, являются актуальными для современной биологии и пока не имеют окончательного решения. И прежде всего «Общая биология» радует тем, что в ней рассматриваются самые актуальные и современные данные по всем вопросам. В частности, присутствуют множественные ссылки на фундаментальные работы группы Евгения Кунина по происхождению вирусов и эукариот, а при обсуждении происхождения эукариот подробно рассматривается недавнее открытие «протостероловой биоты». При этом анализируется его значение для понимания эволюции эукариот от FECA (первого общего предка эукариота) до LECA (последнего общего предка эукариот).
Подробно рассмотрена гипотеза РНК-мира и альтернативные ей гипотезы, а в третьем разделе расписаны современные сценарии происхождения эукариот, включая варианты синтрофных гипотез с тремя прокариотами-участниками. Все эти концепции органично вплетены в текст повествования, и автор пытается выстроить из конкурирующих теорий целостную картину. В процессе чтения книги она действительно выстраивается — пособие незаменимо, чтобы «разложить по полочкам» вопросы происхождения жизни и эукариот. Близких аналогов этой книги — по охвату и стилю изложения — нет не только в русскоязычной литературе, но и в зарубежной. По охвату тем она отдаленно приближается к знаменитому трехтомнику «Биология Campbell», однако по глубине их анализа и включению современных данных выгодно от него отличается. Дело в том, что автор следует проблемному подходу в изложении — и, по субъективному мнению автора этой рецензии, справляется «на ура».
Отсутствие русскоязычных аналогов приводит к тому, что в изложении автор часто ссылается на материалы «Биомолекулы» и книги Михаила Никитина «Происхождение жизни. От туманности до клетки» как на рекомендуемую литературу. С ним можно полностью согласиться в том, что книга Никитина является фундаментом для понимания обсуждаемого пособия, и ее хорошо читать вместе с ним или даже перед ним. По уникальности для русскоязычного пространства книга Никитина действительно максимально приближается к книге Макарова — только последняя более академична и адаптирована для использования как учебное пособие. «Биомолекуле» также очень приятно видеть себя в списке рекомендуемой литературы.
Это не только подтверждение важной роли научно-популярной литературы в заполнении образовательных лакун по «горячим» темам в России, но и свидетельство глобального сдвига, в рамках которого научная коммуникация становится неотъемлемой частью научной и педагогической деятельности. Стирается сама грань между научной, учебной и научно-популярной литературой — и следует прогнозировать дальнейшее усиление роли некоторых научно-популярных книг и сайтов как фундаментальных источников информации для студентов и ученых.
Автор ведет повествование простым языком, его нарративный стиль роднит книгу с лучшими образцами зарубежной биологической литературы. В качестве примера можно привести такую цитату:
Ранняя преджизнь имела вирусоподобную природу, и мы на новом уровне знаний как бы возвращаемся к идеям Холдейна о том, что первым организмами могли быть вирусоподобные сущности, не имевшие мембран и существовавшие внутри неорганических ячеек, которые могли быть функциональными предшественниками клеточных стенок и мембран, обнаруженных у свободноживущих прокариотов
Присутствует большое количество терминологических пояснений, которые делают книгу доступнее для аудитории, не изучавшей биохимию и другие общебиологические дисциплины. Там, где можно, автор избегает сложных терминов и объясняет их научно-популярно — например, этерификация спиртов полярными соединениями названа «пришиванием полярных голов к спиртам». Поэтому и само пособие Макарова можно рекомендовать не только студентам-биологам, но и широкой аудитории.
Хотелось бы отметить особую ценность пятого раздела книги — потому в нем впервые на русском языке целостно описана многоклеточность как биологическое явление, а не как свойство отдельных организмов. Изучение многоклеточности как биологического феномена, ее эволюции и факторов, способствующих ей, уже стало практически отдельной областью современной биологии — на стыке экспериментальной биологии, биоинформатики и математической биологии. Условно эту область можно назвать «теорией многоклеточности», и по ней мало даже зарубежной академической литературы (примером такой книги является M.D. Herron et al. (2022). The Evolution of Multicellularity. CRC Press).
В зарубежной научно-популярной литературе (например, в известном познавательном журнале GEO) возникновение многоклеточности подчас вообще рассматривается как единичное событие — в итоге у читателя отсутствует даже понимание, что такой переход происходил десятки раз и продолжает происходить в настоящее время. «Общая биология» впервые излагает на русском языке консенсусные позиции и научные проблемы в области классификации многоклеточности, эволюционных стратегий ее возникновения и хронологии ее появления в разных таксонах — и в этом плане книга абсолютно незаменима.
Конечно, в изложении этого раздела есть недостатки — автор фокусируется на многоклеточности у животных, в то время как «теорию многоклеточности» обычно излагают с более общих позиций. Дело в том, что у животных самый необычный тип многоклеточности в живом мире, а ее появление было своеобразным «черным лебедем» в истории живого мира, так что «зоологический шовинизм» в ее описании может помешать понять общие закономерности. Но в целом пятый раздел производит впечатление написанного добротно, так что этот недостаток влияет на его ценность незначительно. Можно допустить, что автор писал книгу как базу для курса зоологии, который читает он же — и тогда недостаток нивелируется почти полностью. Но аудитории вне ПетрГУ придется иметь этот момент в виду.
Из других недостатков присутствуют скорее стилистические недочеты. Так, в заглавии книги формы жизни названы «доклеточными», в то время как в самой книге автор абсолютно точно объясняет, что неклеточные формы жизни не обязательно эволюционно предшествовали клеточным — что автоматически означает некорректность термина «доклеточные» для современной биологии. Можно допустить, что это следствие определенной инерционности учебных программ курса общей биологии, под который писался учебник и который был в учебном плане назван именно так — но опять же, у более широкой аудитории это может вызвать недопонимание.
Другие стилистические ошибки включают лексическую путаницу между «реликтом» и «реликвией»:
Рибосома может рассматриваться как реликвия тех древних времен истории живого, когда функционирование рибозимов было основной жизни,
а также эпистемологическую ошибку при описании прионов:
Предполагается, что возбудитель заболевания коров может вызывать у человека вариант болезни Крейцфельдта-Якоба
(В то время как новый вариант болезни Крейцфельдта-Якоба — доказано существующая нозология).
Однако в практике рецензирования подобные замечания обычно трактуются как незначительные и обычно устраняются при первой же доработке. Здесь тоже нет оснований не рекомендовать книгу — учитывая ее научное значение и даже важные инновации научного стиля, которые с лихвой перекрывают описанные выше ошибки.
«Общая биология» Макарова — однозначный мастрид для всех студентов-биологов. Также настоятельно рекомендуем ее студентам-медикам, студентам других смежных специальностей и всем, кто интересуется современной биологией (или, например, хочет уйти из IT в биоинформатику).