https://extendedlab.ru/?utm_source=utm_source%3Dbiomolecula.ru&utm_medium=utm_medium%3Dbanner&utm_campaign=utm_campaign%3Dbiomolecula&utm_content=utm_content%3Dperehod_ot_biomolekula&utm_term=utm_term%3Dbiomolecula
Подписаться
Биомолекула

Алкогольная пристрастность

Алкогольная пристрастность

  • 1134
  • -0,5
  • 3
  • 1
Добавить в избранное print
Новость

Архетипичные потребители алкогольных напитков в России

Употребление алкоголя — одна из наиболее распространенных привычек, меняющих облик ее обладателя в глазах окружающих. Моральные и общественные нормы говорят нам, что от предающихся этой привычке индивидов можно с высокой вероятностью ожидать асоциального поведения, хотя в контексте русской культуры и массового бессознательного есть множество прямо противоположных примеров. Оказывается, даже такие вещи можно оценивать с сугубо научной точки зрения: в апрельском номере научного издания Journal of Consumer Psychology вышло исследование, посвященное изменению в глазах окружающих облика человека, употребляющего алкоголь.

Я переоценил
я недооценил
ректификат колымский
Вдову Клико и самогон рязанский
коньячность звезд
латунные медали
останки раков — поле Куликово
и кружки с шапками как семь богатырей
и локти дружбы
дружбы алкогольной
совместное похмелье муки ада
которые конечно в коллективе с друзьями теплыми
нетрудно пережить.

В. Аксенов. Ожог

«Скажи мне, что ты пьешь, и я скажу тебе, кто ты», — так можно просклонять известное изречение. И правда, в современном мире потребление ставит несмываемую печать на образ человека в глазах окружающих его людей. В частности, общественные нормы подсказывают, что от пьющего человека следует ожидать разных, в большинстве своем неприятных, фокусов. Американские психологи провели исследование того, как меняется образ человека в глазах независимых наблюдателей в зависимости от того, пьет ли он алкогольные напитки, или даже выглядит ли он соответствующим образом [1].

Предпосылкой стало то, что груз коллективного бессознательного, созданный сотнями лет употребления человечеством алкогольных напитков, а также совокупность штампов из массовой культуры заставляет наблюдателя относиться пристрастно к человеку, употребляющему алкогольный напиток. Основная гипотеза заключалась, что человека оценивают как менее интеллигентного, если он предстает перед нами со стаканом или бутылкой с чем-то алкогольным, чем если бы он пил чай или газированную воду, или не пил вообще ничего. Психологи даже дали феномену этого пристрастного отношения специальное название — алкогольная пристрастность (imbibing idiot bias).

Была проведена серия из пяти испытаний, в которой подтвердилось, что на фотографиях людей, держащих алкогольный напиток, оценивают как менее интеллигентных (рис. 1). И хотя независимые исследования показывают, что умеренное потребление алкоголя в целом более полезно, нежели полный отказ от него [2], во многих случаях (например, при интервью по случаю приема на работу) алкогольная пристрастность все равно может сыграть не на руку соискателю.

Сделайте заключение о степени интеллигентности «подопытных»

Рисунок 1. Примеры фотографий, по которым участники исследования делали заключение о степени интеллигентности «подопытных»

Конечно, мы призываем читателя обратить внимание на дату этой статьи не относиться к написанному чересчур серьезно. Интервью по приему на работу это одно, а метафизический лабиринт русской души — совсем другое. Поэтому не стоит рубить с плеча и позволять себе обманываться на дешевых психологических штучках. Все хорошо в меру, а на плечах необходимо иметь и собственную голову.

Вы, конечно, спросите: а дальше, Веничка, а дальше — что ты пил? Да я и сам путем не знаю, что я пил. Помню — это я отчетливо помню — на улице Чехова я выпил два стакана охотничьей. Но ведь не мог я пересечь Садовое кольцо, ничего не выпив? Не мог. Значит, я еще чего-то пил.

Литература

  1. Scott I. Rick, Maurice E. Schweitzer. (2013). The imbibing idiot bias: Consuming alcohol can be hazardous to your (perceived) intelligence. Journal of Consumer Psychology. 23, 212-219;
  2. Meir J. Stampfer, Jae Hee Kang, Jennifer Chen, Rebecca Cherry, Francine Grodstein. (2005). Effects of Moderate Alcohol Consumption on Cognitive Function in Women. N Engl J Med. 352, 245-253.

Комментарии